Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Методика обучения информатике

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Анализ обучающих программ
Внеклассная работа по информатике
Домашнее задание
И
нформатика как наука
Нормативные документы

Методика преподавания информатики как новый раздел

Организация работы в кабинете информатики
Особенности обучения младших школьников
Понятие базового курса информатики
Программно-педагогические средства
Представление данных в компьютере
Роль и место понятия языка
Системы счисления
Структура и содержание первой отечественной программы
Техника безопасности в кабинете информатики
Формирование операционного стиля мышления
Формы организации уроков и типы
Этапы введения ЭВМ

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразова¬тельного предмета «Основы информатики и вычислительной тех¬ники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике. Следуя официальной классификации научных специальностей, этот раз¬дел педагогики, исследующий закономерности обучения инфор¬матике на современном этапе ее развития в соответствии с целя¬ми, поставленными обществом, в настоящее время получил на¬звание «Теория и методика обучения и воспитания (информатике; по уровням образования. Из приведенной формулировки следует, что к теории и методике обу¬чения информатике нужно относить исследование процесса обу¬чения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уров¬нях: дошкольный период, школьный период, все типы средних Учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение ин¬форматики, дистанционные формы обучения и т. п. Нас будет интересовать та область Методики информатики, которая рассматривает обучение инфор¬матике в средней школе в рамках общеобразовательного предмета Информатики.
Теория и методи¬ка обучения информатике в настоящее время интенсивно разви¬вается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке воз¬никли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.
В соответствии с общими целями обучения, методика препода¬вания информатики ставит перед собой следующие основные за¬дачи: определить конкретные цели изучения информатики, а так¬же содержание соответствующего общеобразовательного предме¬та и его место в учебном плане средней школы;
разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей;
рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т. п.) и разработать рекоменда¬ции по их применению в практике работы учителя.
Говоря иными словами, перед методикой преподавания ин¬форматики, как и перед всякой предметной школьной методи¬кой, ставится традиционная триада основных вопросов:
• зачем учить информатике?
• что надо изучать?
• как надо обучать информатике?
Методика преподавания информатики — молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундамен¬тальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной шко¬лой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дис¬кретной математики, проработка важных вопросов общеобразо¬вательного подхода к обучению информатике имеют в общей слож¬ности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным раз¬делом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, инфор¬матику (в том числе школьную информатику), а также обобщен¬ный практический опыт средней школы.
Из всей совокупности методико-педагогических знаний и опы¬та, объединяемых методикой информатики, выделяется учебный предмет «Теория и методика обучения информатике», который согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования входит в образовательно-про¬фессиональную программу подготовки учителя по специальности «Информатика». Впервые учебный курс «Методика преподавания информатики» был введен в учебные планы педвузов в 1985 г. в связи с организацией подготовки учителей по дополнительной спе¬циальности «Информатика» на базе физико-математических факуль¬тетов. Вскоре появилось и первое учебное пособие по этому кур¬су
. В 1993 г. был сделан первый набор на учительскую специаль¬ность «Информатика» как основную (Омский педуниверситет). С 1995 г. действует Государственный стандарт высшего педагогичес¬кого образования по специальности «Информатика». В российских педвузах стала расширяться подготовка «профильных» учителей ин¬форматики. В то же время справедливо отмечалось, что в течение весьма длительного периода содержание методической подготовки будущего учителя информатики — наиболее слабая часть (и наибо¬лее слабо обеспеченная часть) его профессиональной подготовки. В настоящее время появились издания других учебных книг по методике информатики, хотя в течение долгого времени кафедрам и студентам приходилось делать основной упор на перио¬дику. Официальным ориентиром в методической подготовке будуших учителей информатики служат рекомендованные Министерством образования РФ примерные учебные программы. Содержание этого учебного предмета составляет рассмотрение общих теоретических основ методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, а также методов изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.

Hosted by uCoz