Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Методика обучения информатике

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Анализ обучающих программ
Внеклассная работа по информатике
Домашнее задание
И
нформатика как наука
Нормативные документы

Методика преподавания информатики как новый раздел

Организация работы в кабинете информатики
Особенности обучения младших школьников
Понятие базового курса информатики
Программно-педагогические средства
Представление данных в компьютере
Роль и место понятия языка
Системы счисления
Структура и содержание первой отечественной программы
Техника безопасности в кабинете информатики
Формирование операционного стиля мышления
Формы организации уроков и типы
Этапы введения ЭВМ

Информатика как наука: предмет и понятие
Появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века. Область интересов информатики — это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хране¬ния, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Термин «информатика» (в том смысле как он применен в пер¬вом абзаце) в отечественной литературе используется сравни¬тельно недавно, к тому же его толкование до настоящего време¬ни еще нельзя считать установившимся и общепринятым.
После второй мировой войны получила бурное развитие кибер¬нетика как общая наука об управлении и связи в системах различ¬ной природы — искусственных, биологических, социальных.
Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером книги «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Развитие кибернетики в нашей стране переживало драматичес¬кие периоды.
Как писал в начале 1960-х гг. академик А. И. Берг, немало сделавший для официального признания кибернетики в Советском Союзе, «... в 1955 — 57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Кибернетика была оп¬ределена как «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного меха¬ницизма».
Но и после преодоления идеологических барьеров и офици¬ального признания кибернетики как науки (а уже в 1959 г. в Ака¬демии наук СССР был создан Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика») трудностей не убавилось.
Воодушевляющие перспективы применения кибернетики в народном хозяйстве возбудили предложения широкого примене¬ния математических методов и ЭВМ для целей глобального пла¬нирования и управления. Сформулированные крупными учены¬ми, эти предложения нашли отражения в партийных и прави¬тельственных решениях. В государственные планы включались программы создания автоматизированных систем управления (АСУ) во всех звеньях народного хозяйства от предприятия до отрасли. АСУ должны были стать базой структурной перестройки управления народным хозяйством: с АСУ должны были взаимо¬действовать автоматизированные системы управления технологи¬ческими процессами (АСУТП), над АСУ предполагалось создать автоматизированные системы плановых расчетов (АСПР). Все ав¬томатизированные системы планировалось реализовать на единой общегосударственной сети вычислительных центров. Однако по ряду причин были доведены до практической реализации лишь отдельные фрагменты системы управления, общая же идея дос¬тижения глобальной цели управления не была осуществлена.
К середине 1970-х гг. была поставлена задача создания САПР (систем автоматического проектирования); в рамках САПР полу¬чила развитие идея создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) конструкторов, научных работников, плановиков и т.п. Позднее получила широкое распространение и поддержку идея создания гибких автоматизированных производств (ГАП) и про¬мышленных роботов.
Вме¬сте с тем первоначально поставленные глобальные цели все-таки не были достигнуты
Подойдем сейчас к вопросу о становлении информатики на основе кибернетики с терминологической точки зрения. Вскоре вслед за появлением термина «кибернетика» в мировой науке ста¬ло использоваться англоязычное «Computer Science» (компьютер¬ная наука); этот термин и сейчас достаточно широко распростра¬нен в Соединенных Штатах Америки, в Канаде и некоторых стра¬нах латиноамериканского континента.
Чуть позже, на рубеже 60-х и 70-х гг. XX века, французы ввели термин «informatique» (информатика), образованный, судя по все¬му, как производное от двух французских слов — «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин полу¬чил впоследствии распространение в СССР (следовательно, в России и странах СНГ) и странах Западной Европы.
Параллельно с этим направлением (и независимо от него) развивалось другое толкование термина «информатика», которое, как считал академик А.П.Ершов, начиная со второй половины 1970-х гг. стало широко закрепляться в отечественной лите¬ратуре после появления перевода с немецкого (под ред. А. П.Ершова) учебного пособия и задачника по вузовскому курсу информатики. А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «как название фундаментальной естественной науки, изучаю¬щей процессы передачи и обработки информации. При таком тол¬ковании информатика оказывается более непосредственно свя¬занной с философскими и общенаучными категориями, прояс¬няется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин».
Одной из областей человеческой деятельности, испытывающей в настоящее время активное влияние информатики, является система образования. Ветвь информатики, обслуживающая про¬блемы средней школы, получила название школьной информати¬ки.
Программное (или математическое) обеспечение школьной ин¬форматики включает в себя программист¬ские средства для проектирования и сопровождения таких сис¬тем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления орга¬нами просвещения.
В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы;
Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики.
Проблемы организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учеб¬ного процесса.
Как считает Д. А. Поспелов, структуру информатики в настоя¬щее время определяют следующие основные области исследова¬ния:
•теория алгоритмов
•логические модели вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотон¬ные рассуждения и т.п.);
•базы данных искусственный интеллект
•бионика
•распознавание образов и обработка зрительных сцен
•теория роботов
•инженерия математического обеспечения
•теория компьютеров и вычислительных сетей
•компьютерная лингвистика
•числовые и символьные вычисления
•системы человеко-машинного взаимодействия
•нейроматематика и нейросистемы
•использование компьютеров в замкнутых системах

Эта структурная схема включает четыре раздела:
теоретическая информатика,
средства информатизации,
информационные технологии,
социальная информатика.

Hosted by uCoz