Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Методика обучения информатике

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Анализ обучающих программ
Внеклассная работа по информатике
Домашнее задание
И
нформатика как наука
Нормативные документы

Методика преподавания информатики как новый раздел

Организация работы в кабинете информатики
Особенности обучения младших школьников
Понятие базового курса информатики
Программно-педагогические средства
Представление данных в компьютере
Роль и место понятия языка
Системы счисления
Структура и содержание первой отечественной программы
Техника безопасности в кабинете информатики
Формирование операционного стиля мышления
Формы организации уроков и типы
Этапы введения ЭВМ

Формы обучения информатике
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:
• постоянный состав учебных групп учащихся;
• строгое определение содержания обучения в каждом классе;
•определенное расписание учебных занятий;
•сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
• ведущаяся роль учителя;
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) можно проводить, используя различные критерии. Главный признак урока - это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться учитель. Исходя из этого признака, в дидактике выделяются следующие виды уроков:
1) уроки сообщения новой информации (урок-объяснение);
2) уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки);
3) уроки проверки знаний умений и навыков.
На практике широко распространены так называемые комбинированные уроки. Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.
Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т. п.).
При этом учитель сам работает за пультом ПЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Очевидно, что основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.
Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера), либо проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьников могут быть синхронными (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), но не исключаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
Практикум (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся caми решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе для поиска в сети), а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Бипарный урок.
Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке теоретическое и производственное обучение.
2.Бит-урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
3.Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практич. задачах.
4. «Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
5. Урок типа «что? где? когда?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты.
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
6. Уроки – деловые игры.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.
7. Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).
8. Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.
9. Урок «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
10. Урок семинар.
Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.
11.Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменаторами выступают свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.
12. Интегрированные уроки.
Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например:
а) математики, физики и информатики
б) математики, учителя черчения, производственного обучения.
Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике и т.д.
13. Урок-лекция.
Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся.
14.Использование учащихся для контроля.
Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы после диктанта, самостоятельной работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную активность учащихся.
- Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развитие навыков и умений всех видов деятельности.
- Инсценирование – вид игровой деятельности на уроках
- Музыка, стихи, песни – сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания.
- Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении
- Современный телевизионные игры на уроках
- Нетрадиционный урок – одно из сильнейших средств мотивации при изучении
- Применения компьютеров при изучении и т. д.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес студентов, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают предмет как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
методы обучения информатике
Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов:
1. методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебно –познавательной деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности
Инновационные методы обучения
? Обучение в сотрудничестве
? Кооперативное обучение
? Метод проектов
? Проблемный метод
? Проблемно-модульное обучение;
? Метод «мозгового штурма»;
? Метод портфолио;
? Деловые игры;
? Анализ ситуаций;
? Метод электронного обучения и т.д..
Содержание каждого из методов приведено в таблице
Методы обучения Содержание
Обучение в сотрудничестве Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Обучение в сотрудничестве особенно эффективно при проведении профессиональной подготовки бизнесменов, юристов, врачей, педагогов, инженеров и других специалистов, которые могут обменяться друг с другом накопленным профессиональным опытом для выработки нового знания в области своей специализации. Технология обучения в сотрудничестве: преподаватель разбивает учащихся на группы по 4—5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание — решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д.
• Кооперативное обучение Разновидностью технологии обучения в сотрудничестве является кооперативное обучение. Кооперативное обучение осуществляется тоже «в сотрудничестве», однако объединение знаний учащихся здесь носит более «механический» характер. Технология обучения: Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по следующему плану:
• Общение экспертов.
• Поиск и анализ информации.
• Тренировка экспертов
• Общий сбор группы.
• Анализ работы.
После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу.
• Метод проектов Еще одной разновидностью обучения в группах по технологии сотрудничества является метод проектов. Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда.
В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:
• организационно-установочный;
• выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
• обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
• деленных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
• работа над проектом;
• подведение итогов, оформление результатов;
• презентация проекта.
Чаще темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.
• Проблемное обучение Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, при которой учащиеся овладевают профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают свои мыслительные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных преподавателем. Технология обучения: Получив сформулированную преподавателем проблему, учащиеся начинают работу в группе с определения списка вопросов, на которые им предстоит ответить для решения этой проблемы, и обсуждают, какая информация им нужна и как они ее могут получить. Вся работа проходит в несколько этапов:
1. Учащиеся обсуждают, что они уже знают.
2. Учащиеся пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему.
В проблемной ситуации четко ставится цель, т. е. ясно представляется результат, а при продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с вектором продвижения к конечному результату, то переосмысливается цель деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответственно ожидается иной конечный результат. Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первичный вектор продвижения к конечному результату.
Проблемно-модульное обучение Технология проблемно-модульного обучения, которая базируется на нескольких основных положениях:
1. «Сжатие» учебной информации (путем обобщения, укрупнения, систематизации и генерализации знаний с использованием достижений «инженерии» знаний).
2. Модульность.
3. Рейтинговая оценка знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся.
Модуль — это определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности.
В составе каждого модуля можно выделить следующие элементы:
• учебные цели;
• список необходимого оборудования и учебных материалов;
• список смежных учебных элементов;
• собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого иллюстрациями;
• практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
• зачетная (контрольная) работа, четко соответствующая целям, поставленным в данном учебном элементе.
Распределение баллов среди различных видов контроля стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
Метод «мозгового штурма» "Мозговой штурм" - это метод выработки большого количества идей за короткий промежуток времени. Наиболее эффективен он при коллективном поиске решения проблем в группе, состоящей не более чем из двенадцати человек. Каждый член группы предлагает, как минимум, одну идею по решению проблемы. Идеи не подлежат оценке, дискуссии или критике. Оптимальная продолжительность мозгового штурма около 30 минут. В условиях Интернет этот метод эффективен при проведении мультимедийных, аудио и видеоконференций и онлайновых чатов, то есть, в условиях интенсивного общения в режиме реального времени. Основные этапы "мозгового штурма":
• определение проблемы;
• выбор генераторов идей и экспертов;
• проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей;
• обсуждение идей и ранжирование их по степени важности;
• определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.
Метод портфолио Это комплект документов, самостоятельных работ студента. Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов.
5. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации.
Деловые игры В условиях дистанционного обучения деловые игры способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды, что диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации, основу деятельности обучающихся составляет игровое моделирование. Участники действуют по игровым правилам. Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному обсуждению, в котором обучающиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Анализ ситуаций Ситуационный анализ наиболее часто применяется в бизнес-образовании. Значительно повышает степень освоения материала. Используется также как элемент деловой игры и мозгового штурма. Основная цель ситуационного анализа — научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. Для этого необходимо понимание сложившейся ситуации, учет максимально возможного спектра факторов и достоверной информации. Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений. Ситуационный анализ включает описание ситуации, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументированности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий.
Метод электронного обучения
Методика включает авторские технологии стимулирования активности и поддержки обратной связи в сетевом обучении, активного изучения учебных материалов и выполнения группового проекта. Включает следующие элементы:
• Организация форума для неформального знакомства и общения.
• Организация анонимного форума взаимопомощи.
• Организация консультационного форума по информационным технологиям с публикацией учебных материалов.
• Организация форума для публикации, согласования и обсуждения графика мероприятий и технологий различных видов учебной деятельности.
• Рейтинговая система оценки деятельности обучающихся и критерии успешности обучения.
• Система штрафных санкций за несоблюдение сроков выполнения работ.
• Входное анкетирование с целью выявления уровня знаний и умений в изучаемой области, предварительной оценки слушателями полезности предлагаемого содержания курса и совместного формирования программы курса.
• Технология активного изучения учебных материалов с помощью критической переработки методом логического микроструктурирования текста.
• Промежуточное анкетирование обучающихся с целью оценки предлагаемых технологий видов деятельности.
• Организация конкурса среди обучающихся на лучший отчет по индивидуальному заданию, предполагающего рецензирование трех лучших работ.
• Технология выполнения группового проекта «Аналитический обзор» с применением логико-структурного подхода (ЛСП).
• Электронный семинар.
• Выходное анкетирование для самооценки приобретенных знаний и умений и выдачи рекомендаций по программе курса.
• Анонимное анкетирование по оценке качества учебного курса после проведения отчетных мероприятий.
Данная технология может быть использована при обучении предметам любого профиля.

Hosted by uCoz