Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Методика обучения информатике

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Анализ обучающих программ
Внеклассная работа по информатике
Домашнее задание
И
нформатика как наука
Нормативные документы

Методика преподавания информатики как новый раздел

Организация работы в кабинете информатики
Особенности обучения младших школьников
Понятие базового курса информатики
Программно-педагогические средства
Представление данных в компьютере
Роль и место понятия языка
Системы счисления
Структура и содержание первой отечественной программы
Техника безопасности в кабинете информатики
Формирование операционного стиля мышления
Формы организации уроков и типы
Этапы введения ЭВМ

1. Демонстрационные программы предназ. для обучения теоретическому материалу. Они помогают педагогу демонстрировать изучаемый объект или явление, проследить динамику его развития и т. п.. Обычно эти параметры основаны на мат-их, инф-ционных или имитационных моделях. Пример: “живая геометрия” или “живая физика”.
2. Контролирующие программы. Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном, рубежном или итоговом контроле знаний. При роботе с ними учащ-ся последовательно отвечают на вопросы, либо набора ответа с клавиатуры, либо выбором одного из пунктов меню. После завершения работы, ответы уч-ся анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.
3. Обучающие программы. Программы данного типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающ-ся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению уч-ся порции инф-ции и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от рез-ов, уч-ку предъяв-ют либо нов. порции инф-ии, либо предлагается заново изучить материал. В последнее время большое распространение получ. обучение программе с развитой стратегией обучения. Вместе с контрол-ми программами обучение на сегодняшний день явл. самым распространенным ППС.
4. Профессиональные программы. Эти программы применяются для предоставления уч-ся сам-ной уч. деятельности тех инф-ционных технологий, с кот. им предстоит встречаться в проф. деят-ти. Обычно в шк. использ-ся вычислительные пакеты, текстовые и графич. редакторы, эл. таблицы, СУБД, Word. Excell.
5. Комп-ые учебные среды и микромиры. Применяются при изучении различ. тем, усвоение которых направлено на формирование навыков умственных действий. Суть их заключается в том, что уч-ся предлагается определенная модель изучаемого объекта (среда). Управляя параметрами этой среды (или исполнителями, ктрые “живут” в этой среде), уч-ся может исследовать поведение этой среды, влияние на нее различных параметров, осваивать целесообразные методы управления. Пример: робот, чертежник, логомиры.
6. Комп-ые имитаторы в лаб-ых процессах. Могут существовать отдельно, но чаще всего входят в состав обучающих ППС или учебных сред. Позволяют проводить лаб-ые исслед-ия, наиболее продвинутые имитаторы позволяют превратить ПК в измерительный прибор. В школах- редко.
7. Экспертные системы учебного назначения. Предназначены для освоения плохо формализуемых личных баз знаний экспертов и последующего использования их не специалистами.
8. Система мультимедиа. Это не столько класс ППС, сколько развитую технологию подачи материала учащимся. В наст. время предусматривает подачу визуальной инф-ции (текст на экране, рисунки, анимация, видео); аудиальной инф-ции (речь, музыка). Ведутся разработки в области тактильной и обанятельной инф-ции.
9. Игровые программы. Предназначены для проигрывания учебн. ситуации с целью выработки оптимальной стратегии. Осн. цель применения: развитие логического и абстрактного мышления.
10. Досуговые программы. Предназначены для организации внекл-ой и внешкольной деятельности уч-ся. Осн. цель: развитие внимания, реакции и т. п.
Тестирующие программы.
В настоящее время широкое применение получили тестовые контрольные программы. Условно их можно разбить на 2 типа:
1. “напишите ответ” и 2. “выберите ответ”.
Достоинства 1 типа: невозможно угадать ответ (объективность знаний); повышает навыки работы с клавиатурой.
Недостатки 1 типа: сложно обрабатывать вводимый ответ (он может быть по сути правильным, но с орфографической ошибкой); увеличивается время на обработку результатов; больше времени требуется на прохождение таких тестов (т. к. увеличивается время уч-ся при наборе ответа).
Достоинства 2 типа: проще составить программу обработки ответов; меньше времени на обработку результатов; работа с этим видом тестов не требует от шк-ков больших навыков работы с ЭВМ.
Недостатки 2 типа: можно угадать ответ (5 из 20) и есть скрытая подсказка (можно отбросить неверные ответы, т. е. логически вычислить верный ответ).
Описание идеальной тестирующей программы.
- Программа должна поддерживать оба вида тестов.
- Должна просто запускаться и рассылаться по сети.
- Возможность для преподавателя менять вопросы (т. е. должна быть универсальной);
- порядок вопросов должен быть от простого к сложному, охватывать весь изученный раздел, изменяться при каждом новом запуске.
- если в программе предусмотрено ограничение времени на ответ, то она должна демонстрировать ск-ко времени осталось.
- должна предусматривать выставление итоговой оценки после любого кол-ва вопросов.
- должна указывать вопросы, где допущены ошибки, и верные ответы к ним.
- для разных классов можно предусмотреть разные критерии оценки знаний учащихся.
- результаты тестирования ученика должны храниться в спец. файлах и после завершения тестирования сами должны быть отосланы на ЭВМ учителя, чтобы он мог знать какие вопросы из темы не изучены, плохо усвоены.
- необходимые файлы должны быть защищены от нелегального использования (зашифрованы).


Проблемы, возникающие при использовании мультимедийных ППС:
I Соц. проблемы. Процесс информатизации общества, след-но инф-ии образования в первую очередь зависит от того, как воспримут нововведение люди и преподаватели в частности.
1. Не желание большинства учителей менять сложившуюся методику преподавания. Обычно у рядового учителя имеется сложившаяся методика преподавания, решится на эксперимент по внедрению мультимедийных технологий в учебный процесс способен далеко не каждый (при этом положительность такого эксперимента никто не доказал) при этом увеличивается время на подготовку занятий, необходимо время и усилие на овладение инф. технологиями и т.д.
2. Отсутствие должной подготовки учителей предметников. В настоящее время в большинстве пед. ВУЗов отсутствуют целенаправленные программы по овладению студентами новыми инф. технологиями.
3. Отсутствие достаточного количества средств вычислительной техники в школе. Как правило в обычной школе имеется кабинет информатики не вполне предназначенный для проведения совместных уроков.
4. Выделяя деньги на приобретение комп. класса или его модернизацию управление образования не тратит не копейки на ППС, в итоге учителя приобретают пиратские диски.
5. В наст. Время производить мультимедийные ППС просто не выгодно. Школам и ВУЗам денег на их приобретение практически не выделяются, поэтому оплачивать работу специалистам нечем. Это приводит к тому, что в большинство дисков ориентировано на использование в домашних условиях.
6. Отсутствие единой гос. политики в области информат-ии образования.
II. Проблемы качества ППС. Неоднократно подчеркивалось, что один из самых главных дидактических принципов – наглядность, поэтому использование мультимедийных ППС поможет показать изучаемый объект или явление в его развитии. Сегодня можно наблюдать разрыв между возможностями и полеченными результатами при использовании мульт. программ.
1. К разработке ППС не привлекаются опытные преподаватели, методисты и программисты.
2. Осн. видом предъявления материала является текст. Это приводит к быстрой утомляемости детей, ухудшение здоровья, урок не эмоционален, а дети пассивны.
3. Не редки случаи неверного выбора цветовой гаммы и др. оформления.
4. Распространение программ без методических указаний и технической документации, при этом проблема применения ППС на уроке возлагается на учителя (на уроке какого типа, время на изучение и т.д.) что приводит к тому, что многие положительные способы использования ППС учитель просто не знает.
III. Психологические проблемы.
1. Т.к. большинство образовательных ППС ориентированы на работу в домашних условиях, учителю в системе ученик – компьютер нет места, это приводит к тому, что ученик попадает в непривычную для себя среду получения и контроля знаний.
2. Если в школе случается так, что дети стремятся на интересный урок к учителю, то при обучении на компьютере этого не происходит. Во многом это связано с тем, что ППС не учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, санитарно – гигиенические нормы и быстро утомляет детей.
3. В настоящее время мультимедийные ППС предлагают директивный стиль изложения материала, отсутствие возможности для творчества и самореализации. Недостаточная продуманность методов повышения мотивации обучения и интеллектуального развития личности.
4. Средства мультимедиа позволяют обогатить учебный процесс, однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности учащихся на уроке. Ученик по отношению к компьютеру должен играть не только подчиненную, но и ведущую роль. Оптимально когда эти виды деятельности чередуются, т.о. компьютер подчиняя и подчиняясь деятельности человека ведёт за собой его психологическое развитие, формируя не только новые знания по предмету, но и развитие творческих способностей либо наоборот. Вести к формализации мышления, шаблонности, без инициативности. Следовательно, компьютерное опосредование учебного процесса может вести как к прогрессивному так и регрессивному развитию личности.

Hosted by uCoz