Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Менеджмент

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Роль и место ИКТ  в образовании

ИКТ и их использование в образовании

Информатизация образования

Электронные средства обучения и их использование в подготовке школьников

Образовательные и электронные издания и ресурсы

Классификация и характеристика программных средств информационно-коммуникационных технологий обучения

Основные требования к использованию метода проектов в обучении школьников

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения


 

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения

Мультимедиа - многозначное понятие. Особенности использования информации разных типов в обучении школьников. Виды мультимедиа-технологий

Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "мультимедиа", описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок. Рассмотрим мультимедиа и его особенности более подробно, обращая особое внимание на специфику создания мультимедиа-средств обучения.
     Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
     Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений.
     Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
     Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
     Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
     Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
     Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности электронных средств обучения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
     Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
     Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
     Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.
     К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.
     Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.
     Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может "шагнуть" в виртуальное пространство, вооружившись "информационным костюмом", "информационной перчаткой", "информационными очками" (очки-мониторы) и другими приборами.
     Использование подобных мультимедиа-средств обучения изменяет механизм восприятия и осмысления информации, получаемой учеником. При работе с системами "виртуальной реальности" в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.

Гипертекст и гипермедиа как основные технологии создания современных электронных изданий и ресурсов

Понятие гипертекста и гипермедиа. Подходы к структуризации и оформлению учебного материала

Как правило, большинство электронных средств обучения, создаваемых педагогами, основываются не только на использовании разнотипной наглядной информации, но и строятся нелинейным образом за счет введения ссылок, связывающих между собой отдельные содержательные элементы, входящие в средство обучения.
     Большинство мультимедиа средств обучения имеет систему навигации по содержательному наполнению, основанную на механизме ссылок. В связи с этим такие понятия как мультимедиа, гипертекст и гипермедиа оказываются тесно связанными.
     Благодаря широкому распространению WWW (всемирная компьютерная сеть, совокупность документов и мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети), гипертекстовую технологию знают, или, по крайней мере, используют все, кто работает на компьютере.
     Формальное определение гипертекста определяет его через представление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещаться нелинейным образом.
     Однако можно выдвинуть и следующее определение: гипертекст - это расширение традиционного понятия текста, путем введения нелинейного текста, в котором между выделенными фрагментами текста устанавливаются перекрестные ссылки и правила перехода от одного фрагмента к другому.
     У гипертекста и созданных на его основе мультимедиа-средств есть много преимуществ. Часть из них носит общий характер, другая часть имеет непосредственное отношение к обучению школьников.
     Гипертекст представляет собой крайне расплывчатую и вместе с тем широко используемую концепцию. Гипертекстом называют Интернет, мультимедиа-энциклопедию, справочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты. Гипертекст как новая информационная парадигма может рассматриваться как способ коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки разнотипной информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом. Усвоение всей суммы знаний становится невозможным, более того, жесткое структурирование такого знания становится труднодостижимой задачей. Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания.
     Мыслительный процесс не порождает идеи строго друг за другом, начиная с пустого места, и не производит их в готовом, отшлифованном виде. Представляется, что процесс мышления идет сразу по нескольким направлениям, что идеи развиваются и отбрасываются одновременно на разных уровнях и с разных позиций, а также зависят одна от другой, взаимно обогащают друг друга. Есть необходимость во внешней фиксации таких переплетающихся линий мыслительного процесса, представления, например, того, как несколько нитей изложения или аргументации переплетаются вместе.
     В соответствии с этим, хотя традиционный текст и вынуждает писать и читать параграфы (абзацы), придерживаясь в основном линейной последовательности, он насыщен внутренними связями. Всякий, выполнявший научную работу, знает, что значительная доля труда уходит на добывание литературы, на которую даны ссылки, выискивание перекрестных ссылок, розыск терминов в словаре или глоссарии, составление заметок на записных карточках. Даже при обычном чтении человек постоянно "преодолевает" внутри текста ссылки на другие главы и разделы. Кроме того, идут ссылки на предметный указатель, делаются сноски, ссылки на библиографию, рисунки или таблицы.
     Традиционный текст часто трудно читать, он не предоставляет удобные и быстрые способы доступа к информации в силу того, что:

  • по большинству ссылок нельзя пройти назад; читателю сложно найти, где именно находится ссылка на данную книгу или статью; не может и автор статьи выяснить, кто на него ссылается;
  • пока читатель "отрабатывает след" по различным ссылкам, он должен помнить и контролировать, какие документы он уже "прошел", и с какими он занят сейчас;
  • нахождение ссылок среди бумажных документов требует немалых физических усилий и времени, даже когда работа выполняется в библиотеке с хорошо организованным фондом.

Гипертекст же позволяет автору делать ссылки (устанавливать связи), а читателям гипертекста дает возможность выбирать, каким ссылочным связям следовать, и в каком порядке. Тем самым гипертекст уменьшает ограничения, налагаемые на думающего и пишущего. Он не принуждает к однозначному решению относительно того, принадлежит ли высказывание ходу мыслей написанного или оно находится в ответвлении от основного русла.
     Гипертекст позволяет хранить аннотации к тексту отдельно от этого текста (документа), однако в тесной привязке к адресатам. Значительный вклад в преимущества гипертекста вносит его насыщенность связями, движение по которым поддерживается компьютером, благодаря чему текст на практике становится нелинейным.
     В частности, когда гипертекст используется как инструмент мыслительного процесса, инструмент письма или разработки каких-то схем, может возникнуть естественное соответствие между объектами реального мира и узлами гипертекста.
     Гипертекст предлагает и новые возможности для доступа к большим и сложным источникам мультимедиа-информации. Вводится понятие гипермедиа как технологии представления информации разных типов, основанной на принципах гипертекста. В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.
     При разработке электронных средств обучения определение точного перечня всех структурных элементов содержательного материала - модулей (или блоков), частей (или разделов), глав (или тем), параграфов (или пунктов темы), подпараграфов (или подпунктов) является одной из важнейших задач автора. Усвоение учебного текста школьниками во многом зависит от его композиционной структуры.

     Создание гипертекстовых электронных средств обучения требует от педагогов и знания основных правил организации гиперссылок и системы навигации по содержательному наполнению ЭСО. В числе таких правил можно отметить следующие:

  • гиперссылки в тексте должны быть выделены;
  • должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;
  • в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели гиперссылок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, перейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту;
  • гиперссылка в поле текста должна быть предельно короткой;
  • количество гиперссылок в тексте определяется целями и задачами создания ЭСО, а также спецификой его содержания;
  • гиперсылка в тексте должна быть максимально полезной, ставить ее стоит только в том случае, если она ведет на ресурс, тема которого затронута в тексте, но не раскрыта.
  • не рекомендуется делать гиперссылки ссылки со слов "тут", "здесь" и т.п.;
  • при компоновке гипертекста не следует перегружать текст гиперссылками.

Таким образом, гипертекстовые и гипермедиа-технологии открывают широкие возможности перед педагогами, занимающимися разработкой электронных средств обучения. В то же время создание таких средств требует от учителей, как знаний правил компоновки гипертекстовых документов, так и умений работать с основными инструментальными средствами и системами, предназначенными для создания гипермедиа-ресурсов.

4.3. Инструментальные средства и языки для создания мультимедиа и гипермедиа

Компьютерные программы и оболочки, используемые для разработки гипермедиа средств обучения. Языки гипертекстовой разметки

Учителя и ученики не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и школьники выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество учителей не может остаться в стороне от разработки пусть и простых, но электронных средств обучения. В связи с этим современному педагогу целесообразно иметь представление, как о технологиях разработки качественных мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных и программных средствах - инструментах для создания электронных средств обучения.
     Для создания многих простейших мультимедиа-ресурсов широко используются различные HTML-редакторы. При этом следует учитывать, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что ресурсы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров - программами просмотра гипермедиа-ресурсов.
     Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представления учебной мультимедиа информации в электронных средствах обучения.
     Следует заметить, что системы программирования, используемые для создания локальных компонент ЭСО, позволяют включать в мультимедиа-средство и обращение к ресурсам сети Интернет, интегрируя сетевые и локальные образовательные ресурсы и ЭСО.
     Говоря более точно, следует отметить, что при создании гипермедиа-средств обучения чаще всего используются следующие языки и инструменты:

  • язык разметки гипертекста (HTML) - стандартный язык, используемый в сети Интернет для создания, форматирования и демонстрации информационных гипермедиа-страниц;
  • язык Java - специализированный объектно-ориентированный язык программирования, аналогичный языку C++. Данный язык был разработан специально для использования интерактивной графики и анимации в ресурсах сети Интернет. Многие готовые приложения (Java applets) доступны в сети Интернет, и их можно выгрузить на компьютер пользователя для дальнейшего использования при создании собственных информационных сетевых и несетевых электронных средств обучения;
  • язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) позволяет создавать и размещать в сети объемные трехмерные объекты, создающие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их "объема" принято называть "виртуальными комнатами", "виртуальными галереями" и "мирами";
  • CGI (Common Gateway Interface) - по сути является не языком программирования, а спецификацией, описывающей правила сбора информации и создания баз данных. Разработчики используют язык PERL или какой-либо другой язык для того, чтобы создавать CGI-программы, которые позволяют размещать в сети и обеспечивать работу "динамических документов". Так, например, пользователи сталкиваются с подобными программами, заполняя в режиме реального времени на Интернет-страницах бланки анкет и отзывов, отвечая на вопросы тестов и т.п.

Учителя могут использовать и другие инструменты для создания ЭСО. Для этого педагоги должны выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания страниц мультимедиа-средства обучения. Существует множество инструментальных сред для разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные электронные средства обучения.

     Мультимедийная информация, размещенная в Интернет может представлять из себя компьютерные файлы достаточно больших размеров. Это может быть связано с наличием средств интерактивности, подключения аудио- и видеофрагментов, графических изображений высокого разрешения и пр. В связи с недостаточной пропускной способностью и надежностью существующих каналов связи полномасштабное использование таких информационных ресурсов как компонентов ЭСО в учебном процессе может быть затруднено.
     В некоторых случаях избежать проблем, связанных с отсутствием или плохим качеством телекоммуникационных сетей, можно за счет работы с такими ресурсами в локальном режиме. В ходе локального взаимодействия с мультимедиа-ресурсом, школьники получают информацию не из телекоммуникационных сетей, а из источников внутренней или внешней памяти своего же компьютера. При этом содержание информационного ресурса и способы представления информации в нем полностью соответствуют тем, что размещены в Интернет. Зачастую, такие ресурсы просто копируются из сетевых источников в ходе сеанса телекоммуникационной работы, а затем предъявляются учащимся в локальном варианте в составе ЭСО.
     Тесная связь мультимедиа-технологий и средств разработки и использования гипертекста делает целесообразным изучение инструментария, с помощью которого создаются гипермедиа средства обучения.
     Невозможно перечислить огромное количество гипермедиа-ресурсов, которые разрабатываются и уже практически используются в общем среднем образовании в настоящее время. Для создания таких ЭСО существует большое количество инструментальных систем.

     Можно сформулировать рекомендации по формированию структуры и содержания основных элементов мультимедиа-средств, создаваемых на основе гипермедиа-технологий и предназначенных для использования в обучении школьников.
     Для улучшения долгосрочной памяти школьников необходимо увеличить избыточность информации, уменьшая при этом ее необходимость. Среди проектировщиков ЭСО (а это не всегда педагоги, или люди связанные с педагогикой) распространено ошибочное мнение, согласно которому обучаемому необходимо предоставить максимально возможную информацию по учебной теме, зачастую без учета необходимости данной информации для дальнейшей деятельности. Наряду с увеличением общего объема электронных средств обучения такой подход приводит к перегрузке школьника излишней информацией и, в конечном итоге, к падению эффективности обучения. В связи с этим требование лаконичности - одно из исходных при построении ЭСО.
     Необходимо помнить, что с помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные динамические модели. Обеспечение возможности более ясного, наглядного и всестороннего "видения" мира становится все более реальным. Поэтому данное преимущество компьютеров необходимо использовать как можно шире.
     Следует учитывать, что интерактивность электронных средств обучения, формы и способы осуществления диалога в них играют решающую роль в построении эффективного учебного процесса в школе. Организация общения с ЭСО определяется психологическими особенностями школьника. Лица с образным типом памяти и художественным складом мышления предпочитают активные формы обучения с преобладанием наглядно-образных форм подачи мультимедиа-материала в интересной игровой форме. Лицам же с мыслительным типом индивидуальности больше подходит самостоятельная работа с материалом, отработка с помощью электронных средств обучения различных умений, аналитические виды заданий.
     Один из путей индивидуализации обучения - предоставление учащемуся возможности выбора скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Проблема подачи учебного материала имеет два аспекта. Во-первых, это вопрос о том, что происходит, если скорость входной информации превосходит возможности человека по ее восприятию. Экспериментально установлено, что перегрузка обучаемого приводит к увеличению потерь информации. Выявлено также, что при повышении темпа обучения мобилизуются внутренние резервы человека и приводится в действие целый ряд механизмов, направленных на преодоление возникших трудностей. Происходит перестройка способа деятельности. Однако, если поток информации становится слишком большим и продолжается длительное время, наступает срыв деятельности.
     Второй аспект состоит в том, что эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с утомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость. Поэтому далеко не всегда главной задачей при разработке электронных средств обучения является уменьшение темпа подачи и сокращение потока информации. В некоторых случаях главной может оказаться задача преодоления недостатка информации разных типов.
     Это означает, что, создавая электронные средства обучения, необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную скорость подачи разнотипной информации, которая бы не превышала способности человека по ее восприятию, но в то же время была достаточной для того, чтобы поддерживать активность школьника на высоком уровне.
     При встрече с новым материалом учащийся соотносит идеи, находящиеся в электронных средствах обучения, с теми знаниями, которые у него уже имеются. Успешность такого соотношения обусловливает эффективность учения и определяется тем, насколько психологически обоснованно, логично и согласованно представлена учебная мультимедиа-информация.
     Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию учебного материала ЭСО:

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов (тяжело читать большой текст с экрана);
  • использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных школьнику. Сокращения должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Изложение материала языком, понятным школьнику;
  • отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка (структурирование) мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности);
  • наличие кратких и "емких" заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем; текст и другие объекты должны легко просматриваться;
  • вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;
  • каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект;
  • основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке) абзаца. Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли. Следует обратить особое внимание на мультимедийную заставку ресурса, продумать, на что она настраивает школьника;
  • мультимедиа-объекты (графика, видео, звук и т.п.) должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала; образное мышление доминирует над словесно-логическим в тех случаях, когда трансляция зрительных сообщений в речевую форму слишком громоздка или вообще невозможна, причем обобщения результатов не требуется - задача имеет конкретный характер; это относится в первую очередь к оперированию сложными образами - объемными формами, цветовыми композициями и т.п.;
  • инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные задания снижают мотивацию школьников к продолжению работы с ЭСО;
  • эмоциональный фон, повышенная эмоциональность мультимедиа-информации придают ей дополнительную ценность - художественная проза запоминается лучше, чем специальные тексты, а стихи лучше, чем проза;
  • вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;
  • эффективность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы все каналы восприятия информации. Поэтому рекомендуется, по возможности, использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Можно добиться существенного повышения объема кратковременной зрительной памяти перекодированием части зрительной информации в слуховую, учитывая тот факт, что слуховая память стирается медленнее.

Существенную роль в разработке и использовании электронных средств обучения для системы общего среднего образования играет качество организации систем поиска, навигации и гиперссылок.
     "Ни одна большая книга, - писал Я.А. Коменский, - не должна выходить без указателя. Книга без указателя - дом без окон, тело без глаз, имущество без описи: не так легко ими воспользоваться".
     Можно выделить следующие требования к организации систем поиска, навигации и гиперссылок, учет которых необходим при разработке ЭСО с использованием инструментальных систем:

  • в электронные средства обучения обязательно должны быть включены необходимые педагогам и школьникам функции поиска, правильно расставленные ссылки с ключевыми словами и элементами содержания;
  • каждый ЭСО должен иметь ключевой экран, на котором должна быть графически представлена схема, отображающая основные этапы обучения. Обучающийся должен иметь возможность распознавать стадию собственного обучения, что и будет достигнуто с помощью данной схемы;
  • гиперссылки должны быть четко обозначенными и содержать подробную информацию о том, куда они ведут;
  • рекомендуется использование подробных оглавлений;
  • текст должен, по возможности, помещаться на один - два экрана. Слишком длинный текст (на несколько экранов) заставляет пользователя читать его начало на первом экране и конец - на последнем. Если раздел нельзя разбить и он занимает больше 4 - 5 экранов, то вначале следует сделать список подразделов (меток) и от них организовать локальные ссылки в пределах раздела;
  • следует всегда использовать пояснения к мультимедиа-объектам (картинкам, фотографиям, видео и т.п.), которые предваряли бы загрузку изображений и могли бы избавить школьников от ненужного ожидания в случае, если страничка не содержит необходимого материала;
  • если навигационная панель выполнена графическими средствами, то рекомендуется ниже данной панели помещать ее текстовую копию - текст всегда загружается быстрее графики, что ускорит навигацию в электронном средстве обучения;
  • следует исключить выделение текста подчеркиванием (там, где нет гиперссылок);
  • должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;
  • необходимо помнить, что школьники отдают предпочтение более структурированным методам обучения, при которых они могут последовательно проходить по всему учебному материалу или осуществлять поиск в иерархической системе меню, а не открывать-закрывать учебные страницы с помощью поиска по ключевым словам.

Следует помнить, что процессы структурирования мультимедиа-информации, организации навигации и гиперссылок в ЭСО могут быть организованы значительно эффективнее при использовании автоматизированных средств представления знаний и разработки мультимедиа средств обучения.

Создание средств измерения и контроля результативности обучения

Контроль и измерение результативности обучения как одна из функций электронных средств обучения. Особенности измерительных материалов, создаваемых для образовательных электронных ресурсов

Большинство электронных средств обучения, создаваемых педагогами, не только нацелены на формирование у школьников требуемых знаний, умений и навыков, но и предоставляют возможность контроля и измерения результативности обучения с использованием ЭСО. Неслучайно технологии создания подсистем контроля и измерения результативности обучения оказываются очень существенными при изучении общих технологий разработки ЭСО.
     В первую очередь, педагогам следует знать, что необходимо создание систем измерений результатов обучения (на содержательном и технологическом уровнях), привязанных к существующим государственным стандартам образования и реализуемым программам профильного обучения школьников, позволяющих определить степень достижения каждым обучаемым требований к знаниям, умениям и навыкам, определенным в стандарте и программе.
     При создании ЭСО, как правило, значительная часть работы приходится на подготовку тестов. Несмотря на свои существенные положительные и отрицательные стороны, именно тестовые технологии измерения и контроля, являясь наиболее формализованными, чаще всего используются педагогами при создании ЭСО.
     Тест - инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
     Тест достижений (тестирование) - набор тестовых заданий, имеющих целью оценить степень усвоения знаний обучаемого в конкретной предметной области. Важнейшие критерии эффективности тестов вообще и тестов достижений в частности - соответствие содержанию и требованиям стандарта, надежность и обоснованный выбор шкалы оценивания результатов тестирования.
     Кроме выполнения аттестационной функции и функции проверки качества обучения с использованием ЭСО разработка и периодическое использование подобных контрольно-измерительных материалов в ходе учебного процесса приводит также к реализации обучающей и мотивационной функции. Обучающая функция измерения результативности обучения важна для закрепления и углубления знаний учащихся и проявляется в том, что в процессе проверки знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, а преподаватель приобретает дополнительную возможность акцентирования внимания обучаемых на самом существенном в учебном материале дисциплины, формулирования важнейших мировоззренческих идей курса, разбора типичных ошибок, допускаемых учащимися. Воспитательная функция измерения результативности обучения проявляется в стимулировании учащихся к дальнейшей учебе c использованием ЭСО, совершенствованию и углублению своих знаний. Возможность проверить и оценить полученные результаты служит мотивацией в учебе, развивает у учащихся умения самоконтроля и самооценки.
     При измерении эффективности обучения школьников с использованием создаваемых ЭСО должен применяться критериально-ориентированный подход к определению соответствия результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. Критериально-ориентированный подход предполагает сравнение результатов обучения школьников с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения, и не предусматривает сравнение учащихся друг с другом по уровню усвоения содержания курсов, изученных в рамках обучения с использованием ЭСО.
     Таким образом, основными этапами оценки результативности обучения школьников с использованием ЭСО должны стать:
     1. Четкое формулирование требований к знаниям, умениям и навыкам школьников. Требования формулируются до начала обучения и создания ЭСО, должны соответствовать содержанию и методам обучения;
      2. Разработка контрольно-измерительных подсистем ЭСО для проведения тестирования школьников. Материалы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Для каждого задания указывается, какому требованию (требованиям) оно соответствует;
     3. Разработка технологий тестирования школьников, определение роли ЭСО в измерении результативности обучения школьников;
     4. Экспертная оценка качества контрольно-измерительных материалов. Проверка соответствия контрольно-измерительных материалов содержанию обучения и требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам школьников. Оценка полноты покрытия требований измерительными материалами;
     5. Проведение измерений с использованием разработанного ЭСО. Оценка качества обучения может проводиться, как в рамках текущего учебного процесса, так и по его окончанию в конце учебного года. Измерение проводится преподавателем с использованием электронных средств обучения;
     6. Определение итогов измерений, шкалирование результатов, приведение их к одной системе оценивания, сравнение результатов, формулирование выводов по качеству обучения школьников с использованием ЭСО.
     Таким образом, основным критерием и подходом к оцениванию результатов обучения отдельного учащегося в рамках каждого сеанса работы с ЭСО является сравнение реальных знаний, умений и навыков школьников с требованиями, сформулированными при описании учебного курса.
     Сравнение результатов обучения различных школьников между собой и выставление оценок с учетом относительной результативности нежелательно.
     Задания, предлагаемые школьникам для оценки результативности обучения, должны быть составлены таким образом, чтобы проверяемые ими знания, умения и навыки соответствовали требованиям программы обучения дисциплине.
     Задание, предлагаемое школьнику с помощью ЭСО, может состоять из нескольких вопросов, задач, поручений и т.п. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался. В этом случае преподаватель имеет возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов обучаемых и других факторов). Возможно варьирование количества заданий, предоставляемых каждому обучаемому.
     В качестве заданий учащимся могут быть предложены:

  • наборы тестовых заданий с выбором ответа (или их разновидности - задания на установление соответствия, задания с выбором нескольких ответов из предложенных),
  • наборы тестовых заданий с конструируемым ответом,
  • произвольные вопросы, на которые обучаемые могут давать развернутые ответы, создавая соответствующие текстовые или иные электронные документы,
  • задания или поручения, выполнение которых требует от обучаемых проектной деятельности,
  • задания для выполнения в рамках лабораторных или практических работ,
  • задания, планы, сценарии и материалы для проведения игр, дискуссий и т.п.,
  • темы для итоговых работ.

Возможно использование "сквозных" заданий, выполнение которых связано с изучением материала нескольких тем с использованием ЭСО. В условиях обучения с использованием электронных средств особое значение имеют наборы тестовых заданий с выбором ответа (или их разновидности - задания на установление соответствия, задания с выбором нескольких ответов из предложенных) и наборы тестовых заданий с конструируемым ответом. В этом случае тестирование, примененное на основе использования современных компьютерных технологий и созданных ЭСО, по сравнению с другими методами контроля обеспечивает ряд преимуществ, в числе которых:

  • высокая степень стандартизации,
  • объективность оценки результатов,
  • удобная количественная форма выражения результатов,
  • повышенная устойчивость к фальсификациям,
  • высокая скорость обработки результатов,
  • единство требований ко всем школьникам.

Требования к знаниям, умениям и навыкам школьников, проходящим обучение с использованием ЭСО, в обязательном порядке описываются для каждого учебного курса.
     Требования к знаниям, умениям и навыкам - это описание планируемых результатов обучения, которое позволяет представить, что и как должны усвоить школьники в ходе обучения, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения или навыки, какими качествами знаний и умений должны обладать ученики.
     Требования однозначно соответствуют содержанию обучения, определенному программой курса, и описываются отдельно для каждого тематического блока или раздела.
     Для проверки эффективности и качества контрольно-измерительных материалов, входящих в содержание электронных средств обучения должен использоваться метод экспертной оценки.
     В ходе оценки экспертами должно проверяться:

  • наличие в ЭСО только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса;
  • соответствие содержания тестовых заданий целям контроля или измерения (валидность теста);
  • выполнение требования определенности (общедоступности) теста, необходимое для понимания каждым учащимся того, что он должен выполнить и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона;
  • выполнение требования простоты теста, означающего, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня;
  • выполнение требования надежности тестирования, определяемой как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же обучаемого;
  • выполнение требования репрезентативности тестовых заданий - полноты охвата заданиями проверяемого учебного материала профильной дисциплины;
  • выполнение требования однозначности тестовых заданий, определяемой как одинаковость оценки качества выполнения заданий теста разными экспертами.

Для тестов, используемых при измерении результативности обучения с использованием разрабатываемых ЭСО необходимо проводить оценку валидности по содержанию. Каждый тест должен оцениваться на соответствие профильной области, в рамках которой осуществляется измерение результатов обучения.
     Таким образом, педагогам, создающим электронные средства обучения, необходимо учитывать такие характеристики тестов как:

  • полнота отображения образовательной программы или государственного образовательного стандарта при отборе содержания педагогических тестовых материалов;
  • правильность пропорций, выбранных при отображении различных содержательных разделов учебной дисциплины;
  • соответствие содержания заданий знаниям, умениям и навыкам, определенным для проверки;
  • значимость содержания каждого задания теста для общих целей проверки.

Главным критерием упорядочивания содержания контрольно-измерительных материалов в ЭСО является трудность заданий, входящих в тест. Рассмотрим более детально классификацию создаваемых контрольно-измерительных компонент ЭСО и основные рекомендации, которых рекомендуется придерживаться при разработке таких компонент.
     По целевым задачам тестовые подсистемы ЭСО классифицируют на:

  • тренирующие тесты (тренажеры), предназначенные для осмысления и закрепления материала, формирования знаний, умений и навыков. Тренинги имеют обязательно обратную связь с теорией и сопровождаются комментариями;
  • контролирующие тесты, предназначенные для оценки уровня усвоения знаний после изучения определенного фрагмента курса (не имеют прямой обратной связи, комментарии отсутствуют).

По функциям тестовые подсистемы ЭСО создают:

  • для предварительного, или начального контроля;
  • для текущего контроля, или контроля над ходом усвоения материала;
  • для промежуточного, или рубежного контроля;
  • для итогового контроля.

Предварительный, или начальный контроль (предварительное тестирование) - установление индивидуального уровня обученности школьника, или так называемое пропедевтическое диагностирование.
     Текущий контроль, или контроль за ходом усвоения материала (текущее тестирование) - позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний в течение определенного промежутка времени, например, после изученной темы или параграфа.
     Промежуточный, или рубежный контроль - это тестирование после, например, изучения крупных разделов (модулей) учебного курса.
     Итоговый контроль (итоговое тестирование) предназначено для оценки знаний по всему курсу.
     Реализация процесса тестирования может осуществляться как традиционным способом под контролем преподавателя, так с помощью компьютерных средств, включая создаваемые электронные средства обучения.
      С помощью контрольно-измерительных компонент ЭСО эффективно обеспечивается предварительный, текущий и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
     Тестирование с использованием ЭСО привносит в учебный процесс ряд существенных преимуществ, в числе которых:

  • объективность результатов проверки;
  • повышение эффективности контролирующей деятельности со стороны преподавателя за счет увеличения ее частоты и регулярности;
  • возможность автоматизации проверки знаний учащихся, в том числе с использованием компьютерных технологий;
  • возможность использования в системе дистанционного образования.

С другой стороны, абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний пока не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными и нетрадиционными) формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.
     К последним, например, можно отнести следующие мероприятия:

  • интерактивные вопросы для обсуждения;
  • защита письменных работ (рефератов или эссе);
  • защита разнообразных видов заданий;
  • выполнение и защита проектной работы;
  • сдача зачетов и экзаменов (письменная или устная формы);
  • участие в семинарах (участие в чате и форумах);
  • собеседование и консультации и др.

Для эффективной реализации подсистемы тестирования при разработке электронных средств обучения педагогам необходимо помнить о некоторых правилах (положениях), касающихся тестов.
     Целями построения комплексной системы промежуточного и итогового контроля знаний учащихся являются:

  • систематизация знаний;
  • использование потенциала дисциплины и ЭСО для формирования умений и навыков свободного поиска информации, ее отбора и пересмотра знаний;
  • развитие навыков анализа информации;
  • формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;
  • стимулирование мотивации учащихся к учебе на основе информирования их о результатах учебной деятельности;
  • овладение учащимися технологией диагностики знаний и умений.

Для того чтобы тестовые подсистемы ЭСО могли выявлять достижение (знания) учащимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тесты должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:

  • соответствие теста содержанию и объему полученной школьниками информации (содержательная валидность);
  • соответствие теста контролируемому уровню усвоения (функциональная валидность);
  • определенность, которая необходима не только для понимания каждым обучаемым того, что он должен выполнять, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от верного ответа (эталона);
  • простота, которая означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня, то есть не должен быть комплексным и состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения;
  • однозначность, которая определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами (то есть понимания того, что тест относится к соответствующему уровню);
  • надежность теста, которая заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого. Надежность теста или набора тестов растет с увеличением количества заданий, входящих в тот или иной уровень.

При разработке подсистем тестирования ЭСО рекомендуется:

  • четко формулировать цель тестирования (определение промежуточного уровня знаний, определение итогового уровня знаний, повторение определенного материала, решение определенной проблемы);
  • помнить, что при увеличении количества содержащихся в тесте заданий повышается его надежность;
  • учитывать, что тест должен включать по возможности задания различных типов и видов, так как это повышается его достоверность;
  • помнить, что дихотомическое построение ответов (по принципу "да" - "нет") снижает надежность тестов;
  • формулировать каждое тестовое задание максимально просто;
  • не включать в текст теста прямые цитаты из книг;
  • не использовать в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;
  • учитывать, что в тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы;
  • избегать вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;
  • не вводить в тест задания или вопросы, касающиеся мелких деталей и частностей;
  • использовать оригинальный подход в постановке вопросов, так как это повышает привлекательность теста;
  • использовать диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок-схемы и другие поясняющие задания;
  • помнить, что каждое задание не должно иметь многоцелевую направленность, а призвано выявлять лишь один, определенный аспект;
  • формулировать каждое задание или вопрос на обычном и ясном (однозначность терминов) языке, понятном испытуемым.

Кроме того, при разработке тестирующих и других компонент ЭСО, выполняющих измерительно-контролирующую функцию, необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • целесообразно предоставление возможности ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой;
  • целесообразно обеспечить адекватный анализ ответа, отличающий опечатку от ошибки и распознающий правильный ответ в любой из эквивалентных форм его представления;
  • целесообразно обеспечить фиксацию результатов контроля, их сбор, распечатку и статистический анализ.

При разработке электронных средств обучения необходимо учитывать форму и тип тестовых заданий. Форма теста определяет его внешнее представление, а тип - содержательную сторону. Тип теста определяется характером внутренней мыслительной деятельности, которую должен выполнить учащийся при решении теста.
     Как правило, тип связывается с одним из следующих уровней усвоения:

  • знакомство;
  • воспроизведение (решение типовых задач);
  • применение (решение нетиповых задач).

Любой тип теста можно подготовить в простой для реализации и выполнения форме с выборочными ответами. Важно только четко представлять вид мыслительной деятельности, которую выполняет учащийся при решении теста. Если учащийся анализирует представленные варианты ответов, выполняя операции опознания, различения или классификации, то это тест уровня знакомства. Если же учащийся сначала конструирует ответ, вспоминая ранее усвоенную информацию, либо применяя ее для решения типовой или нетиповой задачи, и лишь после этого выбирает ответ из представленных вариантов, то это тест соответственно второго или третьего уровня усвоения.
     Современные инструментальные среды для создания электронных средств обучения позволяют строить тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике чаще всего применяют тесты с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами учащиеся затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов. Но использование тестов только одного типа не позволяет осуществить объективную проверку знаний школьников. Поэтому необходимо использовать не только стандартные задания с выбором из 4-5 вариантов, но и другие типы заданий. При разработке тестов необходимо учитывать, что они, прежде всего, направлены на проверку усвоения связей между понятиями (между событиями, фактами, явлениями), входящими в данную контрольную единицу. Приоритет следует отдать заданиям на понимание процессов и связанных с ними алгоритмов, а также заданиям на соответствие с использованием различных видов сортировок, классификаций и последовательностей.
     Важнейшим достоинством тестирования, проводимого с использованием компьютеров, является моделирование тестовых заданий, оперативность при проведении итогов и их опубликования, меньшая трудоемкость при редактировании тестов, простота и экономичность их тиражирования, возможность осуществления самоконтроля и т.д. На этапе разработки тестовых заданий для ЭСО педагог должен уделить основное внимание именно моделированию тестовых заданий, что позволит реализовать индивидуальный адресный подход к каждому обучаемому, обеспечит уникальность тестовых заданий и повысит значимость оценки, заслуженной в ходе тестирования с использованием ЭСО. При самоконтроле желательно, чтобы вопросы из теста сопровождались более подробными комментариями, а не указанием оценки.
     Подсистема ЭСО, направленная на контроль и измерение результативности обучения школьников должна обладать возможностями:

  • предъявления вопросов типа "выбор одного ответа из многих";
  • адаптивного выбора следующего вопроса-задания в зависимости от правильности предыдущих ответов;
  • включения в задание графических изображений и гипертекстовых ссылок;
  • ведения журнала прохождения опроса;
  • использования в дистанционном обучении.

При создании ЭСО желательно предусматривать наличие подсистемы "рабочее место преподавателя" для ввода и корректировки вопросов, изменения характеристик задания, просмотра результатов и т.д.
     В частности, при тестировании, проводимом с помощью созданных ЭСО, компьютерная подсистема проверки результатов выполнения работы получает в качестве параметров ответы школьников на задачи и некоторую служебную информацию.
     Преподавателю автоматически отправляется сообщение с указанием следующей информации:

  • тема тестирования;
  • время сдачи выполненного задания на проверку и время его выполнения;
  • фамилия обучаемого и название класса (группы), в котором он учится;
  • перечисление номеров правильно выполненных заданий;
  • перечисление неправильно выполненных заданий с указанием верных и полученных ответов;
  • общая оценка за выполненную проверочную работу;
  • число баллов, набранных за правильно выполненные задания, выраженное в процентах.

После выполнения заданий, предложенных тестовой подсистемой ЭСО школьник получает итоговую оценку, а в случае самотестирования - информацию о правильности выполнения каждого задания.

 

 

Hosted by uCoz