Главная
mazahaker-ncux.narod.РУ - справочно-информационный интернет-портал

Менеджмент

 
Главная Лекции      
Новости
20.04.2010 обновился сайт

В разделе "ЛЕКЦИИ" добавились лекции по менеджменту


Объявления
 
Все обо всем
 

Внутренняя и внешняя среда организации
Процесс принятия решений
Управление рисками
Стратегический менеджмент
Система мотивации труда
Индивидуально-психологические качества личности
Функции менеджмента
Цели и задачи управления организации

Тема: Система мотивации труда.

План:

1)      Мотивация в менеджменте. Критерии мотивации;

2)      Содержательные и процессуальные теории менеджмента;

Литература: Салимжанов И.Х. Менеджмент ст.135-145.

«Если вы не правы – признайте это быстро и решительно».

Д. Карнеги.

1 Вопрос.

Многие руководители считают, что все нужды удовлетворяет работа, за которую человек получает деньги. За деньги можно купить все, кроме мудрости и здоровья. В Библии сказано: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается». Исследования показали, что это действительно так. Человек ищет в работе душевного удовлетворения, а не только денежного вознаграждения. Человек, получающий достаточно, но не довольный своей работой может оказаться плохим работником или постоянно провоцирующим конфликты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная потребности, зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

В основе мотивации лежат потребности. Потребность – чувство ощущаемой человеком нехватки чего либо. Современный менеджмент характеризуется большим и искренним интересом к потребностям, которые управляют индивидуумом. Их множество. При должной мотивации у работника появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и одновременно достигать цели предприятия, на котором он трудится.

Учеными разработаны основные параметры подходов к объяснению поведения человека в процессе труда, основные критерии мотивации:

·         Удовлетворение от выполненной работы, признание результатов коллегами и руководством;

·         Желание показать в работе свои способности, участи в разработки решений менеджмента;

·         Большинство людей имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу; Менеджеру нужно создать условия для реализации планов работника;

·         Человеку важно чувствовать, что он не заменим для коллектива. Руководитель должен дать это понять каждому работнику и коллективу в целом;

·         Люди стремятся к успеху, т.к. успех – это реализованная цель. Успех без признания ведет к разочарованию. Признание и поощрение могут быть как моральными, так и материальными;

·         Каждому человеку необходима информация о качестве его труда. Рядовому работнику она важнее, чем руководителю;

·         Повышенные требования к работникам, дающие шанс для дальнейшего развития воспринимаются ими с гораздо большей охотой, чем заниженные;

·         Организация производства должна позволять сотруднику быть хозяином на совеем рабочем месте. Это повышает ответственность за результаты труда.

2 Вопрос..

Известно несколько теорий мотивации, выражающих зависимость между действием и производительностью или эффективностью.  Все они прямо или опосредованно касались теории человеческих потребностей.

Наибольшую популярность получила теория потребностей американского психолога Абрахама Маслоу. Он разделил их на 5 основных категорий:

·         Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека (пища, вода, жилье, одежда, отдых и т.д.);

·         Потребность в безопасности и стабильности (гарантия найма, страхования, финансовая независимость);

·         Социальные потребности (хорошие человеческие отношения, принадлежность, к какой либо социальной группе);

·         Потребность в уважении (признание со стороны других людей);

·         Потребность в самовыражении (самоутверждение как личности, участие в принятии решений, стремление к творчеству, информированность, реализация потенциальных возможностей);

Торию потребностей Маслоу можно представить в виде пирамиды в основании которой находятся физиологические потребности, а на вершине потребности самоутверждения. Взгляды Абрахама Маслоу оказали заметное влияние на многие области человеческой деятельности, в том числе и на развитие теории и практики управления.

Другой ученый, Дэвид Мак Клелланд, считает, что люди имеют три основные потребности: власти, успеха, причастности.

Потребность власти выражается в желании человека воздействовать на других людей.

Потребность успеха может быть удовлетворена путем успешного завершения работы или отдельного ее этапа.

Потребность в причастности – стремление людей к социальному общению, оказанию взаимной помощи, налаживанию дружеских отношений.

Менеджер имеет возможность оказать помощь в реализации этих потребностей – передать часть властных полномочий работнику; поощрить за умелую работу на деловых совещаниях дать возможность сотруднику высказать свою позицию.

Фредерик Герцберг предложил метод «Обогащения труда», который он считал лучшим способом повышения производительности труда работников и одновременно степени их удовлетворенности своим трудом. Теория «Обогащения труда» основана на предположении, что работники должны быть обязательно заинтересованы в качественном выполнении труда той или иной профессии. Для достижения этой цели всякая выполняемая работа должна обладать тремя отличительными чертами: она должна быть рациональной, нужной, значимой. Работник должен понимать важность и необходимость выполняемой работы. Основой теории Фредерика Герцберга являются действия, направленные на то, чтобы дать исполнителю почувствовать сложность и значительность порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности в работе.

Теория мотивации и Лаймана Портера – Эдварда Лоулера построена на сочетании элементов теории ожидания и теории справедливости. Элементы теории ожидания проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степени удовлетворенности. Лайман Портер и  Эвард Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.

Глоссарий.

Референдум – всенародное голосование по важнейшим вопросам развития страны.

Рынок – обмен продукцией по законам товарного производства, совокупность товарного и денежного обращения.

Цена – стоимость товара, выраженная в деньгах.

 

Hosted by uCoz