Группа продленного дня (ГПД): назначение и организация режима

 

План:

1.      ГПД и ее характеристика.

2.     Режим ГПД, его особенности.

3.     Учитель ГПД, его обязанность и основная деятельность.

 

ГПД и ее характеристика

ГПД – объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы.

ГПД относится к числу первичных детских коллективов, которые существуют в школе согласно ее уставу. Своеобразие этого коллектива проявляется не только в комплектовании, самоуправлении и длительности существования, но и в целевой установке, формах деятельности.

Основной принцип организации групп – добровольность.

Открытие ГПД возможно лишь в тех школах, где имеются определенные условия для нормальной работы:

·        наличие помещения для группы;

·        наличие квалифицированного специалиста;

·        школьная мебель соответствует всем гигиеническим требованиям для выполнения учебных заданий;

·        места отдыха, школьные площадки, земельные участки для организации труда школьников на воздухе;

·        возможность организации двух-, трехразового приема горячей пищи;

·        обеспечение квалифицированным педагогическим руководителем.

Руководитель группы продленного дня берет на себя определенные обязанности перед родителями и общественностью.

Главное это обеспечить педагогически правильный режим дня воспитанников группы продленного дня.

В отведенном месте хранятся вещи школьников и разнообразный инвентарь.

Воспитатели группы продленного дня являются ответственными за питание детей, а также ответственны за соблюдение режима, который устанавливается педагогическим советом и утверждается директором школы.

·        Группа продленного дня определяет социальный результат

·        Совершенствуется система общественного воспитания

·        Освобождается время родителей для активного производственного труда

·        Улучшается подготовка молодого поколения к жизни

Значение группы продленного дня:

1.     Она помогает организовывать выполнение домашнего задания под руководством и контролем педагога.

2.     Является средством предупреждения детей правонарушений и безнадзорности

3.     Пребывание ребенка в коллективе способствует сплочению коллектива и усвоению норм и правил общественного поведения

 

Режим ГПД, его особенности

РГПД – это упорядоченный режим дня школьников не только в урочное, но и во внеурочное время.

РГПД каждой школы будет строиться с учетом учебного плана школы. Это означает, что  воспитателю группы продленного дня предоставляется право вносить уточнения, только в той части ГПД, которая охватывает послеурочное время.

РГПД состоит из двух частей:

1.     Сон

2.     Бодрствование

Нежелательно чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:

1)    Недосыпание

2)    Несвоевременный прием пищи

3)    Недостаточное пребывание на свежем воздухе

4)    Учебные нагрузки и перегрузки

В режиме дня обязательно размещается время на учебную и воспитательную деятельность.

Между 9 и 11 часами наиболее высшая учебная работоспособность.

Вторичная работоспособность наблюдается во второй половине дня с 16:00 – 17:00. Поэтому перенесение части уроков на другое время не дает познавательного эффекта, который достигается в утренние часы.

Таким образом, РГПД выглядит так:

Урок – >Активный отдых– >Обед– >Самоподготовка– >Свободная деятельность– >Кружковая работа

Самоподготовка – ежедневные занятия учащихся группы продленного дня.

Очень важно учитывать режим питания детей. Необходимо осуществлять 2-3-х разовое питание.

Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Обед лучше всего организовать после отдыха школьников на воздухе. Т.к. после уроков дети едят без аппетита. После 45 минут нужно дать полдник. Самыми калорийными являются завтрак и обед. Обед особенно. Согласно гигиене питания, школьник должен есть часто, но не переедая. Школа стремится к этим правилам.

В целях укрепления здоровья школьники должны пребывать на свежем воздухе. Минимальная гигиеническая норма пребывания на свежем воздухе 4 часа (дорога в школу, занятия в школе на свежем воздухе, возвращение домой, игра дома).

Между уроками обязательно дают 10 минут перерыв.

Время на самоподготовку у разных классов разное:

·        младшие школьники – 60 минут

·        младшие подростки – 1час 15 минут

·        старшие подростки – 1 час 30 минут

Во все дни недели в режиме должно быть одинаковое количество уроков. Таким образом, выделяют 3 разновидности режима дня:

1.     Все 6 режимов дня одинаковы по составу компонентов.

2.     5 первых режимов дня одинаковы, а субботний сокращен по времени, в нем отсутствует самоподготовка.

3.     Группа работает 5 дней в неделю, а в субботу только уроки, самоподготовки нет.

Активный отдых в группе продленного дня бывает двух видов:

1.     На свежем воздухе (подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсия, прогулка)

2.     В помещении (свободная деятельность, чтение художественной литературы, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа)

Структура прогулки:

1.     Наблюдение

2.     Труд на участке

3.     Игры

4.     Самостоятельная деятельность детей

5.     Индивидуальная работа с детьми

 

Учитель ГПД, его обязанность и основная деятельность

Нужно решить, кто будет руководить группой продленного дня, поэтому в педагогическом коллективе появляется новая категория педагогов – воспитатель группы продленного дня, ответственный за воспитательную работу с учащимися во внеурочное время.

По составу профессиональных знаний, она сложна и многогранна. В обязанности воспитателя группы продленного дня входят:

·        Повседневные обязанности, которые связаны с руководством и контролем за деятельностью группы в течение всего дня.

Включают в себя:

1.     Просмотр журнала (знакомство с успехами школьников)

2.     Личная беседа с учителем с целью выяснения информации о поведении, об успеваемости, о самочувствии, настроении учеников и о выполнение ими различных поручений

3.     Выясняет характер домашнего задания и особенностей его выполнения и требованиям к ученикам

4.     Организует режим дня в группе

5.     На основе информации делает выводы для себя о том, как лучше построить свою работу в этот день.

Педагог принимает группу от учителя, проверяет помещение, его санитарное состояние, отмечает отсутствующих, сообщает план работы детям и изучает письменные просьбы родителей.

При организации активного отдыха воспитатель группы продленного дня обязан следить за самочувствием и настроением школьников. Цель прогулки – как можно лучше подготовить детей к самостоятельной работе во время самоподготовки.

В конце рабочего дня воспитатель назначает дежурных на следующий день, организует уборку помещения, составляет план занятий на следующий день и провожает детей домой.

·        Эпизодические обязанности выполняются учителем по мере необходимости как в рабочее время так и в нерабочее

1.     Составление расписания

2.     Тематическое и перспективное планирование

3.     Подбор материала для занятий

Контролирует работу воспитателя группы продленного дня директор и его заместители.

Воспитатель группы продленного дня работает в тесном контакте с родителями, которые оказывают ему посильную помощь.