Группа продленного дня (ГПД): назначение и организация режима
План:
1. ГПД и ее характеристика.
2. Режим ГПД, его особенности.
3. Учитель ГПД, его обязанность и основная деятельность.
ГПД и ее характеристика
ГПД – объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы.
ГПД относится к числу первичных детских коллективов, которые существуют в школе согласно ее уставу. Своеобразие этого коллектива проявляется не только в комплектовании, самоуправлении и длительности существования, но и в целевой установке, формах деятельности.
Основной принцип организации групп – добровольность.
Открытие ГПД возможно лишь в тех школах, где имеются определенные условия для нормальной работы:
· наличие помещения для группы;
· наличие квалифицированного специалиста;
· школьная мебель соответствует всем гигиеническим требованиям для выполнения учебных заданий;
· места отдыха, школьные площадки, земельные участки для организации труда школьников на воздухе;
· возможность организации двух-, трехразового приема горячей пищи;
· обеспечение квалифицированным педагогическим руководителем.
Руководитель группы продленного дня берет на себя определенные обязанности перед родителями и общественностью.
Главное это обеспечить педагогически правильный режим дня воспитанников группы продленного дня.
В отведенном месте хранятся вещи школьников и разнообразный инвентарь.
Воспитатели группы продленного дня являются ответственными за питание детей, а также ответственны за соблюдение режима, который устанавливается педагогическим советом и утверждается директором школы.
· Группа продленного дня определяет социальный результат
· Совершенствуется система общественного воспитания
· Освобождается время родителей для активного производственного труда
· Улучшается подготовка молодого поколения к жизни
Значение группы продленного дня:
1. Она помогает организовывать выполнение домашнего задания под руководством и контролем педагога.
2. Является средством предупреждения детей правонарушений и безнадзорности
3. Пребывание ребенка в коллективе способствует сплочению коллектива и усвоению норм и правил общественного поведения
Режим ГПД, его особенности
РГПД – это упорядоченный режим дня школьников не только в урочное, но и во внеурочное время.
РГПД каждой школы будет строиться с учетом учебного плана школы. Это означает, что воспитателю группы продленного дня предоставляется право вносить уточнения, только в той части ГПД, которая охватывает послеурочное время.
РГПД состоит из двух частей:
1. Сон
2. Бодрствование
Нежелательно чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:
1) Недосыпание
2) Несвоевременный прием пищи
3) Недостаточное пребывание на свежем воздухе
4) Учебные нагрузки и перегрузки
В режиме дня обязательно размещается время на учебную и воспитательную деятельность.
Между 9 и 11 часами наиболее высшая учебная работоспособность.
Вторичная работоспособность наблюдается во второй половине дня с 16:00 – 17:00. Поэтому перенесение части уроков на другое время не дает познавательного эффекта, который достигается в утренние часы.
Таким образом, РГПД выглядит так:
Урок – >Активный отдых– >Обед– >Самоподготовка– >Свободная деятельность– >Кружковая работа
Самоподготовка – ежедневные занятия учащихся группы продленного дня.
Очень важно учитывать режим питания детей. Необходимо осуществлять 2-3-х разовое питание.
Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Обед лучше всего организовать после отдыха школьников на воздухе. Т.к. после уроков дети едят без аппетита. После 45 минут нужно дать полдник. Самыми калорийными являются завтрак и обед. Обед особенно. Согласно гигиене питания, школьник должен есть часто, но не переедая. Школа стремится к этим правилам.
В целях укрепления здоровья школьники должны пребывать на свежем воздухе. Минимальная гигиеническая норма пребывания на свежем воздухе 4 часа (дорога в школу, занятия в школе на свежем воздухе, возвращение домой, игра дома).
Между уроками обязательно дают 10 минут перерыв.
Время на самоподготовку у разных классов разное:
· младшие школьники – 60 минут
· младшие подростки – 1час 15 минут
· старшие подростки – 1 час 30 минут
Во все дни недели в режиме должно быть одинаковое количество уроков. Таким образом, выделяют 3 разновидности режима дня:
1. Все 6 режимов дня одинаковы по составу компонентов.
2. 5 первых режимов дня одинаковы, а субботний сокращен по времени, в нем отсутствует самоподготовка.
3. Группа работает 5 дней в неделю, а в субботу только уроки, самоподготовки нет.
Активный отдых в группе продленного дня бывает двух видов:
1. На свежем воздухе (подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсия, прогулка)
2. В помещении (свободная деятельность, чтение художественной литературы, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа)
Структура прогулки:
1. Наблюдение
2. Труд на участке
3. Игры
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Индивидуальная работа с детьми
Учитель ГПД, его обязанность и основная деятельность
Нужно решить, кто будет руководить группой продленного дня, поэтому в педагогическом коллективе появляется новая категория педагогов – воспитатель группы продленного дня, ответственный за воспитательную работу с учащимися во внеурочное время.
По составу профессиональных знаний, она сложна и многогранна. В обязанности воспитателя группы продленного дня входят:
· Повседневные обязанности, которые связаны с руководством и контролем за деятельностью группы в течение всего дня.
Включают в себя:
1. Просмотр журнала (знакомство с успехами школьников)
2. Личная беседа с учителем с целью выяснения информации о поведении, об успеваемости, о самочувствии, настроении учеников и о выполнение ими различных поручений
3. Выясняет характер домашнего задания и особенностей его выполнения и требованиям к ученикам
4. Организует режим дня в группе
5. На основе информации делает выводы для себя о том, как лучше построить свою работу в этот день.
Педагог принимает группу от учителя, проверяет помещение, его санитарное состояние, отмечает отсутствующих, сообщает план работы детям и изучает письменные просьбы родителей.
При организации активного отдыха воспитатель группы продленного дня обязан следить за самочувствием и настроением школьников. Цель прогулки – как можно лучше подготовить детей к самостоятельной работе во время самоподготовки.
В конце рабочего дня воспитатель назначает дежурных на следующий день, организует уборку помещения, составляет план занятий на следующий день и провожает детей домой.
· Эпизодические обязанности выполняются учителем по мере необходимости как в рабочее время так и в нерабочее
1. Составление расписания
2. Тематическое и перспективное планирование
3. Подбор материала для занятий
Контролирует работу воспитателя группы продленного дня директор и его заместители.
Воспитатель группы продленного дня работает в тесном контакте с родителями, которые оказывают ему посильную помощь.