Педагогика | наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания. |
Педагогическая специальность | вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования. |
Педагогическая специализация | вид деятельности в рамках данной педагогической специальности. |
Педагогическая квалификация | уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. |
Профессиональная пригодность | это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека необходимых для достижения успеха в выбранной профессии. |
Профессиональная готовность | это определенный уровень умений и навыков. |
Профессиограмма | своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, специальных и педагогических знаний и умений необходимых учителю. |
Педагогическое мастерство | знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. |
Педагогическое мастерство | совокупность личностных и профессиональных качеств педагога. |
Творчество | деятельность порождающая что-то новое. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. |
Воспитание | целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе. |
Воспитание | целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. |
Воспитание в широком социальном смысле | передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. |
Опыт | известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития. |
Воспитание в узком социальном смысле | направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни. |
Воспитание в широком педагогическом смысле | специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств. |
Воспитание в узком педагогическом смысле | процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. |
Самовоспитание | самосовершенствование личности. |
Обучение | целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы. |
Знания | понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения. |
Умения | овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности. |
Навык | автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия). |
Образование | результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся. |
Самообразование | самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования. |
Развитие | процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности. |
Формирование | процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического. |
Производственная педагогика | изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива; |
Частные методики | изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин; |
Педагогика взрослая | изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации; |
Общая педагогика | исследует закономерности воспитания и обучения детей |
Методология | учение о принципах построений в формах и способах научно -познавательной деятельности. |
Метод | способ достижения цели. |
Принцип | основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии. |
Деятельность | преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности. |
Наблюдение | целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. |
Эксперимент | специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления). |
Беседа | самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. |
Интервьюирование | разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании
исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые
задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования
записи ведутся открыто. |
Анкетирование | метод массового сбора информации с помощью анкеты. |
Тесты | стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития. |
Теоретический анализ | выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений. |
Индуктивные и дедуктивные методы | логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот). |
Развитие | процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности. |
Формирование | становление человека как биологического и социального существа. |
Процесс | движение вперед или изменение. |
Личность | человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. (Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития). |
Человек | живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. |
Индивид | человек как неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами выступающими в качестве предпосылок развития личности и индивидуальности. |
Индивидуальность | своеобразие психики и личности и индивида, ее неповторимость (она проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, эмоциональной и волевой сферах, интересах, склонностях). |
Условие | обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит. |
Фактор | движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию. |
Наследственность | это те психофизические и анатомофизиологические
особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер, способности). |
Деятельность | форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. |
Социализация | усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу 9усвоение ребенком социальных норм). |
Система образования | совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. |
ГОСТ | основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников. |
Содержание образования | система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения. |
Базисный план общеобразовательной школы | основной государственный нормативный документ, который является частью ГОСТа в области образования. |
Типовой учебный план | носит рекомендательный характер, они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ. |
Учебный план | нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения |
Учебная программа | нормативный документ раскрывающий содержание основных ЗУНов для усвоения учащихся по каждому учебному предмету. |
Учебник | книга излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения и требованиями дидактики. |
Педагогический процесс | специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач. |
Закономерности | объективные существенно-устойчивые повторяющиеся и необходимые существенные связи между педагогическими явлениями, предметами, процессами и отдельными компонентами ПП. |
Принципы | основное исходное положение, в основе которого лежат требования к воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность. |
Дидактика | наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. |
Преподавание | упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении; |
Учение | процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности; |
Обучение | систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей; |
Образование | результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения; |
Знания | понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения; |
Умения | овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности; |
Навык | автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия); |
Учебный предмет | область научных знаний; |
Учебный материал | содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом; |
Цель обучения | то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия; |
Содержание обучения | система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; |
Метод обучения | способ достижения цели; |
Средства обучения | предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО); |
Результаты обучения | то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей. |
Форма обучения | внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. |
Урок | основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников. |
Структура урока | совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. |
Воспитание | целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности, направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе. |
Воспитание | целенаправленный, специально организованный процесс личности. |
Социализация | усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу. |
Обучение | это один из элементов педагогического процесса. |
Закономерность | это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. |
Воспитательная система школы | форма интеграции воспитательных воздействий на целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей. |
Концепция | это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс). |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ | специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни. |
Право | совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе. |
Правовое воспитание | это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства. |
Коллектив | группа людей объединенных общественно-значимой целью и деятельностью, отражающей интересы каждой личности при взаимном уважении и взаимной ответственности на более или менее длительный промежуток времени. |
Сплочённость коллектива | степень его единства, которая проявляется в общности мнений, убеждений, настроении, характере межличностных отношений и практической деятельности. |
Группа | совокупность свободно объединяющихся полезных друг другу людей в процессе взаимодействия, удовлетворяющая личные запросы и интересы. |
Патриот | человек любящий свое отечество, преданный своему народу и готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. |
Патриотизм | нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. |
Культура | означает высокий уровень чего – либо. |
КМО | высокая степень совершенства и развитий отношений, которые проявляются в соблюдении нравственного такта и взаимного уважения людей разных национальностей друг к другу. |
Поведение | это образ жизни и действий. |
Культура поведения | взаимоотношение между людьми на основе норм и правил современного общества. |
Этика | внутреннее состояние человека, связанное с его нравственным поведением. |
Этикет | относится к внешнему поведению или оформлению человека. |
Долг | это ответственность и добросовестное выполнение обязанностей перед обществом, кол-м, родителями, сверстниками и по отношению к самому себе. |
Совесть | нравственная категория, которая служит самооценкой и мерой своих собственных мыслей, чувств и деятельности, побуждает к благородным поступкам. |
Физическое воспитание | процесс организации физической спортивно оздоровительной деятельности учащихся направленный на укрепление потребностей в занятиях физкультурой и спортом, развитие физических сил, здоровья и ЗОЖ. |
Классный руководитель | учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. |
Устав | основополагающий документ в деятельности любой школы. |
Целеполагание | совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности. |
Планирование | помощь к.р. самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели. |
ГПД | объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы. |
РГПД | это упорядоченный режим дня школьников не только в урочное, но и во внеурочное время |
Самоподготовка |
ежедневные занятия учащихся группы продленного дня. |
ВСШ | форма интеграции воспитательных воздействий на целостный педагогический/воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где в специально организованных условиях обеспечивается реализация задач воспитания. |
Контроль и коррекция в деятельности классного руководителя | обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников. |
ВВР | организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. |
Планирование | подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой. |
План | это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы. |