Педагогика наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.
Педагогическая специальность вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования.
Педагогическая специализация вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.
Педагогическая квалификация уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Профессиональная пригодность это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессиональная готовность это определенный уровень умений и навыков.
Профессиограмма своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, специальных и педагогических знаний и умений необходимых учителю.
Педагогическое мастерство знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение.
Педагогическое мастерство совокупность личностных и профессиональных качеств педагога.
Творчество деятельность порождающая что-то новое. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Воспитание целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.
Воспитание целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Воспитание в широком социальном смысле передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Опыт известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.
Воспитание в узком социальном смысле направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.
Воспитание в широком педагогическом смысле специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.
Воспитание в узком педагогическом смысле процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Самовоспитание самосовершенствование личности.
Обучение целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.
Знания понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.
Умения овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.
Навык автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).
Образование результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.
Самообразование самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.
Развитие процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.
Формирование процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.
Производственная педагогика изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;
Частные методики изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;
Педагогика взрослая изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;
Общая педагогика исследует закономерности воспитания и обучения детей
Методология учение о принципах построений в формах и способах научно -познавательной деятельности.
Метод способ достижения цели.
Принцип основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии.
Деятельность преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности.
Наблюдение целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.
Эксперимент специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).
Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Интервьюирование разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.
 
Анкетирование метод массового сбора информации с помощью анкеты.
Тесты стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.
Теоретический анализ выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).
Развитие процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.
Формирование становление человека как биологического и социального существа.
Процесс движение вперед или изменение.
Личность человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. (Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития).
Человек живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
Индивид человек как неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами выступающими в качестве предпосылок развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность своеобразие психики и личности и индивида, ее неповторимость (она проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, эмоциональной и волевой сферах, интересах, склонностях).
Условие обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит.
Фактор движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Наследственность это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
 
Деятельность форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.
Социализация усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу 9усвоение ребенком социальных норм).
Система образования совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
ГОСТ основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание образования система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.
Базисный план общеобразовательной школы основной государственный нормативный документ, который является частью ГОСТа в области образования.
Типовой учебный план носит рекомендательный характер, они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.
Учебный план нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения
Учебная программа нормативный документ раскрывающий содержание основных ЗУНов для усвоения учащихся по каждому учебному предмету.
Учебник книга излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения и требованиями дидактики.
Педагогический процесс специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач.
Закономерности объективные существенно-устойчивые повторяющиеся и необходимые существенные связи между педагогическими явлениями, предметами, процессами и отдельными компонентами ПП.
Принципы основное исходное положение, в основе которого лежат требования к воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность.
Дидактика наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;
Учение процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
Обучение систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
Образование результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;
Знания понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
Умения овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
Навык автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
Учебный предмет область научных знаний;
Учебный материал содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
Цель обучения то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
Содержание обучения система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
Метод обучения способ достижения цели;
Средства обучения предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
Результаты обучения то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Форма обучения внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Урок основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Структура урока совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Воспитание целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности, направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе.
Воспитание целенаправленный, специально организованный процесс личности.
Социализация усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу.
Обучение это один из элементов педагогического процесса.
Закономерность это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса.
Воспитательная система школы форма интеграции воспитательных воздействий на целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей.
Концепция это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни.
Право совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Правовое воспитание это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.
 Коллектив группа людей объединенных общественно-значимой целью и деятельностью, отражающей интересы каждой личности при взаимном уважении и взаимной ответственности на более или менее длительный промежуток времени.
Сплочённость коллектива степень его единства, которая проявляется в общности мнений, убеждений, настроении, характере межличностных отношений и практической деятельности.
Группа совокупность свободно объединяющихся полезных друг другу людей в процессе взаимодействия, удовлетворяющая личные запросы и интересы.
Патриот человек любящий свое отечество, преданный своему народу и готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Культура означает высокий уровень чего – либо.
КМО высокая степень совершенства и развитий отношений, которые проявляются в соблюдении нравственного такта и взаимного уважения людей разных национальностей друг к другу.
Поведение это образ жизни и действий.
Культура поведения взаимоотношение между людьми на основе норм и правил современного общества.
Этика внутреннее состояние человека, связанное с его нравственным поведением.
Этикет относится к внешнему поведению или оформлению человека.
Долг это ответственность и добросовестное выполнение обязанностей перед обществом, кол-м, родителями, сверстниками и по отношению к самому себе.
Совесть нравственная категория, которая служит самооценкой и мерой своих собственных мыслей, чувств и деятельности, побуждает к благородным поступкам.
Физическое воспитание процесс организации физической спортивно оздоровительной деятельности учащихся направленный на укрепление потребностей в занятиях физкультурой и спортом, развитие физических сил, здоровья и ЗОЖ.
Классный руководитель учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Устав основополагающий документ в деятельности любой школы.
Целеполагание совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности.
Планирование помощь к.р. самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели.
ГПД объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы.
РГПД это упорядоченный режим дня школьников не только в урочное, но и во внеурочное время
Самоподготовка

ежедневные занятия учащихся группы продленного дня.

ВСШ форма интеграции воспитательных воздействий на целостный педагогический/воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где в специально организованных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.
Контроль и коррекция в деятельности классного руководителя обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников.
ВВР организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Планирование подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.
План это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.