Планирование воспитательного процесса в школе

 

План:

1.      Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования;

2.      Классификация видов планирования в школе и их структура;

3.      Планирование воспитательной работы классного руководителя.

 

Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования

Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.

В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения.

Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.

Объектом планирования является педагогический процесс.

При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.

Планирование воспитательного процесса в школе имеет определенные значение:
1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени;

2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы;

3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности;

4) Способствует профессиональному развитию педагога.

Планирование осуществляет следующие функции:

1)      Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности;

2)      Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия;

3)      Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность  организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности,  отвечая при этом на  вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать;

4)      Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность.

Планирование позволяет предопределить результат и эффективность системы воспитательной работы.

Предназначение плана – это значит упорядочить педагогическую деятельность и обеспечить выполнение таких требований, как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность и целенаправленность. По этому, план будет помощником в работе в том случае, если будут соблюдаться следующие требования:

1)      Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности;

2)      Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные;

3)      Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего);

4)      Комплексность –  использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

5)      Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.

План должен быть четким, кратким и ясным.

По форме планирование может быть:

·         Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;

·         Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;

·         Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);

·         План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.

 

Классификация видов планирования в школе и их структура

В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям  и отдельным числам.

В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача: наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Структура перспективного плана:

1)      Задачи школы на планированный срок;

2)      Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3)      Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;

4)      Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5)      Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);

6)      Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;

7)      Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.

Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.

План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.

Структура годового плана:

1)      Введение. Оно включает в себя:

a.       Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

b.      Особенности микрорайона и условия работы школы;

c.       Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);

d.      Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;

e.       Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

f.       Работа с педагогическими кадрами;

g.       Система внутришкольного контроля;

h.      Укрепление учебно-материальной базы школы;

i.        Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).

На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

По горизонтали обозначается:

Недели и дни учебной четверти.

По вертикали:

Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.

Разделы:

1)      Педсовет;

2)      Заседание методических объединений;

3)      Профсоюзные собрания и производственные совещания;

4)      Совещания при деректоре;

5)      Заседания местного кометета;

6)      Общешкольные родительские собрания;

7)      Школьные вечера;

8)      Спортивные вечера;

9)      Массовые культ. походы;

10)  Общешкольные газеты;

11)  Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.

 

Планирование воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель может составлять различные планы:

1)      План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;

2)      План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, праавовому и познавательному;

3)      План работы с родительским комитетом, родительские собрания;

4)      План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

1)      Составление педагогом проекта плана;

2)      Коллективное планирование  (сбор идей, предложений);

3)      Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:

1)      Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;

2)      Задача работы классного руководителя на новый учебный год;

3)      Работа с коллективом учащимся;

4)      Взаимодействие с педагогическим коллективом;

5)      Работа с семьей общественностью.

Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.

При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы – по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».

Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами – ведение личных дел и составление списка учащихся класса).

Раздел "Внеклассная работа" – отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.

Направления работы классного руководителя

Работа с учениками

Работа с родителями

Работа с педагогами и общественностью

Неделя, месяц

ЗОЖ

Правовое воспитание

 

Нравственное воспитание

Эстетическое

Патриотическое

 

Права и обязанности граждан

 

Проведу родительское собрание

 

Приглашу в библиотеку