Организационные формы воспитательной работы.
План:
1) Классный час как форма организации воспитательного процесса. Его функции и характеристика.
2) Подготовка классного руководителя к проведению классного часа.
3) Коллективно-творческое дело. Его стадии и условия проведения.
4) Проблема выбора форм воспитательной работы.
Классный час как форма организации воспитательного процесса. Его функции и характеристика.
Классный час – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующая формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Для каждого классного часа существует определенный день и определенное время.
Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми.
Классный час представляет собой форму воспитательной работы (неурочной) во внеурочное время.
Выделяют функции классного часа:
1. Просветительская – она заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире.
2. Ориентирующая – она заключается в формировании и учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности.
3. Направляющая – она помогает переводить разговор о жизни в целом в область реальной практики учащихся, нацеливая их деятельность на реальные практические дела.
4. Формирующая – она связана с формированием у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самому себя, вырабатывать умение вести диалог и аргументировано отстаивать свое мнение.
Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, вырабатывает положительные и действенное общественное мнение. Важно использовать разнообразные формы при проведении классного часа: игра, викторина, чаепитие. Методика и организация классного часа предполагает его содержания, которое зависит от целей и задач, а так же возраста учащихся. Темы и содержание классных часов определяются после уровня изучения воспитанности школьников, их нравственных представлений, взглядов, интересов и желаний. Особый цикл составляют классные часы по нравственному воспитанию. Здесь чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте и скромности, и т.д. Эти беседы помогут усвоить общечеловеческие нормы морали, усвоить и осмыслить имеющийся собственный жизненный опыт. Важное значение имеют также диспуты, которые можно организовать в том случае, если у школьников уже есть некоторые знания и мнения по обсуждаемому вопросу. Диспут позволяет определить, насколько действенны и эффективны проводимые ранее классные часы.
Подготовка классного руководителя к проведению классного часа
Подготовка классного руководителя к проведению классного часа осуществляется следующим образом.
1. Наличие цели (по теме) исходя из задач воспитательной работы.
2. Подготовка к проведению классного часа (предварительная работа с учащимися).
3. Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач.
4. Определение формы классного часа.
5. Подбор методов и средств, которые повышают внимание к обсуждаемой проблеме.
6. Разработка содержания классного часа.
7. Оформление наглядных пособий, музыкального сопровождения, подготовка помещения и т.д.
8. Определение педагогом роли на воспитательном мероприятии.
9. Подобрать информацию для осуществления рефлексии.
Таким образом, особое внимание классный руководитель должен обратить на психологическую подготовку учащихся. Учащиеся должны настроиться на важный и серьезный разговор.
Коллективно-творческое дело. Его стадии и условия проведения
Коллективно-творческая деятельность (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики А.С. Макаренко. В настоящее время адаптировал ее и обработал к условиям массовой школы педагог из С.Петербурга Иванов.
КТД организуется таким образом, чтобы предложенная педагогом идея оказалась воспринятой детским коллективом, как собственная:
· Чтобы деятельность школьников имела практическую направленность на благо собственного или других людей;
· Чтобы все члены коллектива на добровольных началах с интересом и желанием включались в реализацию дела и могли раскрыть свои творческие способности;
· КТД представляет собой заботу о своем коллективе, а также друг о друге;
· КТД осуществляет непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач;
· Главное, что оно выполняется и организуется сообща, т.е. планируется, готовится, проводится, обсуждается.
Выделяют следующие стадии КТД:
· Принятие идеи или предварительная работа. КТД устанавливается в плане воспитательной работы, определяются его конкретные воспитательные задачи, продумываются способы проведения и намечаются действия, при этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
· Выделение совета дела (актива) или коллективное планирование. Сами дети ищут ответы на поставленные вопросы в своих микрогруппах. Успех деятельности во многом зависит от ведущего, т.к. он сопоставляет предложенные варианты, задает наводящие вопросы, просит обосновать выдвинутые идеи и т.д.
· Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД. Затем организует его выполнение, поощряя и поддерживая инициативу каждого участника. Подготовка чаще всего идет по подгруппам.
· Творческое коллективное выполнение. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что было наработано группами. Воспитанники в разных формах демонстрируют свой опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.
· Коллективный анализ и оценка (рефлексия). Каждый участник высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения. Главное, чтобы участвовал в обмене мнениями, анализировали, оценивали и вырабатывали общественное мнение.
· Принятие идеи нового дела (ближайшее последействие КТД). На этом этапе намечается программа последовательных действий и определяются новые коллективные дела. Главное учесть ошибки и не допустить их в будущем.
Для эффективного проведения КТД важно создать благоприятные условия:
1) Реализация и развитие идеи, заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях и окружающем социуме.
2) Соблюдение всех стадий КТД и сохранение роли, которая была определена для педагога, как для старшего товарища.
3) Учет взрослыми вмести с детьми опыта предшествующих дел.
4) Опора на опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, коллективно-творческая деятельность или ее отдельные элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при проведении и подготовки различных форм воспитательной работы.
Проблема выбора форм воспитательной работы
Многообразие форм и необходимость их постоянного обновления в практике школы ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время это вредное явление, т.к. педагог навязывает воспитанникам форму кем-то придуманную и мероприятие на кого-то ориентированное. Такая деятельность тормозит проявление и развитие творческих способностей детей, лишает их самостоятельности и возможности удовлетворить свои потребности. Однако использовать чужие сценарии и вносить собственные коррективы это реально. Особенно эти варианты полезны молодым специалистам. Можно заимствовать идеи, но вносить туда изменения, учитывая возрастные особенности и интересы, способности, своих воспитанников.
Таким образом, для того чтобы правильно использовать форму воспитательной работы важно учитывать следующие положения:
1) Наличие воспитательной задачи;
2) Определить содержание на основе поставленных задач и основные виды деятельности, в которые можно включить детей;
3) Учет принципов организации воспитательного процесса;
4) Наличие необходимых условия для проведения;
5) Учет творческого потенциала и возможностей самого педагога;
6) Обогащение опыта детей новыми идеями;
7) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.