Воспитательная система школы. Понятие, структура и характеристика этапов развития.
Движущие силы учебно-воспитательной системы школы
План:
1. Понятие ВСШ.
2. Движущие силы развития ВСШ.
3. Этапы развития ВСШ.
4. Оценка эффективности ВСШ.
Понятие ВСШ
ВСШ – форма интеграции воспитательных воздействий на целостный педагогический/воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где в специально организованных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.
Движущие силы развития ВСШ
Движущими силами развития воспитательной системы школы является противоречие.
ВСШ создается усилиями всех участников ВСШ: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, организуется деятельность, определяются пути ее реализации. ВСШ не статичное, а динамичное явление, поэтому для того чтобы успешно управлять ею надо знать механизмы и специфику ее развития. Становление ВСШ всегда есть процесс интеграции.
Однако интеграция существует одновременно с таким понятием как дезинтеграция (когда происходит нарушение взаимодействия между ними).
Поэтому разрешение противоречий между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития ВСШ (по Л.К.Гребенкиной).
Интеграция проявляется в:
· сплочении коллектива;
· стандартизации ситуации;
· установлении устойчивых межличностных отношений;
· создании и преобразовании; материальных элементов системы.
Дезинтеграция проявляется в:
· нарушении стабильности;
· нарастании индивидуальных и групповых различий;
· проявлении ситуаций не соответствующих принятым нормам и ценностям;
· разрушении материальных элементов системы.
На различных этапах развития ВСШ позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. На этапе становления системы интеграция способствует созданию личностно-развивающей среды, усвоение учащимися норм и способов деятельности и общения, служит своеобразным средством социальной защиты.
Этапы развития ВСШ
ВСШ в своем развитии проходит 4 этапа:
1. Становление системы: здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей ВСШ, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Цель - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Темп продвижения этого этапа должен быть достаточно высоким.
2. Отработка системы: на этом этапе происходит:
а) развитие школьного коллектива, органов самоуправления;
б) определяются ведущие виды деятельности и приоритетные направления системы;
в) отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность на этом этапе - согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов. Педагогический коллектив должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.
3. Окончательное оформление системы. На этом этапе школьный коллектив представляет собой содружество детей и взрослых, которые объединены общей целью, общей деятельностью и отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания- воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности, а также развитие демократического стиля руководства и отношений. На этом этапе значительно повышается культура педагогов, они овладевают технологиями гуманистического воспитания.
4. Перестройка воспитательной системы: Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к кризису системы. Причины возникновения кризисных явлений могут быть различны но чаще всего это сводится к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности и дефициту, новизны.
А.М.Сидоркин, считает, что в результате кризиса могут произойти:
■ Смена ведущих видов деятельности.
■ Возникновение на базе прежней воспитательной системы новой системы, которая
сохраняет некоторые ценности и традиции прежней воспитательной системы.
■ Исчезновение системы в целом, если нет ее нового развития, разрушаются все основные взаимосвязанные компоненты и формы.
Оценка эффективности ВСШ
Движение воспитательной системы школы от одного этапа к другому возможно только в результате целенаправленной работы, которую осуществляют весь педагогический и школьный коллективы под управлением директора школы. Успешность этой работы зависит, прежде всего, от инициатора и от характера управленческой деятельности, которая включает в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л.К.Гребенкина предложила использовать две группы оценок:
1) Критерии факта — позволяют ответить на вопрос: Есть ли в данной школе воспитательная система?
2) Критерии качества - дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Критерии факта включают в себя следующие показатели, на основе которых идет проверка воспитательной системы школы:
а) упорядоченная жизнедеятельность школы;
б) наличие сложившегося единого школьного коллектива;
в) интеграция воспитательных воздействий и концентрация педагогических усилий.
Критерии качества складываются из следующих показателей:
а) степень приближенности системы к поставленным целям;
б) общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие учеников, их социальная защищенность и внутренний комфорт;
в) уровень воспитанности учащихся.
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы, применительно к той или иной воспитательной системы школы. Критерии могут корректироваться в зависимости от самой воспитательной системы школы.