Формы внеклассной работы
План:
1. Функции форм воспитательной работы;
2. Задачи и принципы организации внеклассной работы;
3. Организация форм работы классного руководителя с учащимися;
4. Выбор форм работы классного руководителя с учащимися.
Функции форм воспитательной работы
Выделяют функции форм ВР:
1) Организаторская. Она отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых учителем и учащимися;
2) Регулирующая. Определяет характер отношений между педагогом и воспитанником, между самими учащимися;
3) Информативная. Сообщение определяет сумму знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организует опыт жизнедеятельности.
Функции форм могут дополнять друг друга, переходить одна в другую.
Задачи и принципы организации внеклассной работы
Задачи:
1) Осуществить всестороннее воспитание детей;
2) Способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;
3) Побуждать интерес учащихся к различным областям знаний и видами деятельности;
4) Выявить и развить способности и наклонности детей;
5) Осуществление профессиональной ориентации школьников;
6) Культурной организации досугов школьников.
Принципы работы:
1) Добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
2) Разнообразие форм работы;
3) Демократически и открывать всех форм ВР;
4) Активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
5) Широкое вовлечение всех учащихся;
6) Принцип романтики, игры и интереса.
Организация форм работы классного руководителя с учащимися
Классификация по видам деятельности:
· Учебные;
· Трудовые;
· Спортивные;
· Художественные и др.
По способу влияния педагога:
· Непосредственный;
· Опосредованный.
По времени проведения:
· Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
· Продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
· Традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки:
· Формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку;
· Формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.
По субъекту организации. Организаторами детей выступают педагоги, родители детей и другие взрослые:
· Деятельность детей организованна на основе сотрудничества;
· Инициатива и ее реальная принадлежность детям.
По результатам. Формы, результатами которых могут быть:
· Информационный обмен;
· Выработка общего решения;
· Мнения и общественно значимый результат.
По числу участников:
· Индивидуальная. Учитель-ученик;
· Групповые. Учитель-группа;
· Массовые. Учитель нескольких групп или классов.
Индивидуальные формы связаны с внеурочной деятельностью. Общение классного руководителя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
Эти формы можно применить в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Классный руководитель решает задачи:
1) Развивать ученика;
2) Открывать его таланты;
3) Обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и что мешает ему проявить себя.
Каждому нужен индивидуальный подход, личностно-ориентированный стиль взаимоотношений.
Классному руководителю важно:
1) Расположить к себе подростка;
2) Вызвать его на откровенность;
3) Завоевать доверие;
4) Вызвать желание поделиться с учителем своими мыслями и сомнениями.
Разговор по душам может оказаться для ребенка полезней нескольких коллективных дел.
Групповая. К ней относится:
· Творческие группы;
· Органы самоуправления;
· Клубы по интересам;
· Предметные кружки;
· Детские и юношеские объединения;
· Классные часы.
В этих формах классный руководитель может проявить себя и создать условия для получения в группе положительного результата, значимого для всех членов коллектива и для других людей.
Влияние классного руководителя во всех формах, направленно на развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений.
Важным средством в работе с детьми является пример уважительного тактического отношения к детям самого классного руководителя.
Массовые:
· Коллективно-творческие дела;
· Праздники;
· Утренники;
· Вечера;
· Конференции;
· Собрания;
· Диспуты;
· Фестивали;
· Олимпиады;
· Смотр художественного творчества;
· Выставки;
· Походы и экспедиции.
Классный руководитель может выполнять различные роли:
1) Ведущего участника;
2) Организатора;
3) Рядового участника деятельности (личный пример);
4) Участника-новичка;
5) Советчика, помощника детей в организации деятельности детей.
Выбор форм работы классного руководителя с учащимися
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного управления ставит классного руководителя перед проблемой их выбора.
Выбор форм зависит от:
· Поставленных целей, содержания работы;
· Возраста участников, степени их воспитанности;
· Проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога;
1) Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), т.к. каждая форма работы должна способствовать их решению;
2) Определять содержание работы, основные виды деятельности;
3) Составлять формы работы с учетом принципов, возможностей, подготовленности, интересов и потребности детей; Возможностей педагогов и родителей;
4) Организовывать коллективный поиск новых форм работы;
5) Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.