Формы внеклассной работы

 

План:

1.      Функции форм воспитательной работы;

2.      Задачи и принципы организации внеклассной работы;

3.      Организация форм работы классного руководителя с учащимися;

4.      Выбор форм работы классного руководителя с учащимися.

 

Функции форм воспитательной работы

Выделяют функции форм ВР:

1)      Организаторская. Она отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых учителем и учащимися;

2)      Регулирующая. Определяет характер отношений между педагогом и воспитанником, между самими учащимися;

3)      Информативная. Сообщение определяет сумму знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организует опыт жизнедеятельности.

Функции форм могут дополнять друг друга, переходить одна в другую.

 

Задачи и принципы организации внеклассной работы

Задачи:

1)      Осуществить всестороннее воспитание детей;

2)      Способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;

3)      Побуждать интерес учащихся к различным областям знаний и видами деятельности;

4)      Выявить и развить способности и наклонности детей;

5)      Осуществление профессиональной ориентации школьников;

6)      Культурной организации досугов школьников.

Принципы работы:

1)      Добровольность и свобода в выборе форм и направлений;

2)      Разнообразие форм работы;

3)      Демократически и открывать всех форм ВР;

4)      Активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;

5)      Широкое вовлечение всех учащихся;

6)      Принцип романтики, игры и интереса.

 

Организация форм работы классного руководителя с учащимися

Классификация по видам деятельности:

·         Учебные;

·         Трудовые;

·         Спортивные;

·         Художественные и др.

По способу влияния педагога:

·         Непосредственный;

·         Опосредованный.

По времени проведения:

·         Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

·         Продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

·         Традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки:

·         Формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку;

·         Формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации. Организаторами детей выступают педагоги, родители детей и другие взрослые:

·         Деятельность детей организованна на основе сотрудничества;

·         Инициатива и ее реальная принадлежность детям.

По результатам. Формы, результатами которых могут быть:

·         Информационный обмен;

·         Выработка общего решения;

·         Мнения и общественно значимый результат.

По числу участников:

·         Индивидуальная. Учитель-ученик;

·         Групповые. Учитель-группа;

·         Массовые. Учитель нескольких групп или классов.

Индивидуальные формы связаны с внеурочной деятельностью. Общение классного руководителя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.

Эти формы можно применить в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

Классный руководитель решает задачи:

1)      Развивать ученика;

2)      Открывать его таланты;

3)      Обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и что мешает ему проявить себя.

Каждому нужен индивидуальный подход, личностно-ориентированный стиль взаимоотношений.

Классному руководителю важно:

1)      Расположить к себе подростка;

2)      Вызвать его на откровенность;

3)      Завоевать доверие;

4)      Вызвать желание поделиться с учителем своими мыслями и сомнениями.

Разговор по душам может оказаться для ребенка полезней нескольких коллективных дел.

Групповая. К ней относится:

·         Творческие группы;

·         Органы самоуправления;

·         Клубы по интересам;

·         Предметные кружки;

·         Детские и юношеские объединения;

·         Классные часы.

В этих формах классный руководитель может проявить себя и создать условия для получения в группе положительного результата, значимого для всех членов коллектива и для других людей.

Влияние классного руководителя во всех формах, направленно на развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений.

Важным средством в работе с детьми является пример уважительного тактического отношения к детям самого классного руководителя.

Массовые:

·         Коллективно-творческие дела;

·         Праздники;

·         Утренники;

·         Вечера;

·         Конференции;

·         Собрания;

·         Диспуты;

·         Фестивали;

·         Олимпиады;

·         Смотр художественного творчества;

·         Выставки;

·         Походы и экспедиции.

Классный руководитель может выполнять различные роли:

1)      Ведущего участника;

2)      Организатора;

3)      Рядового участника деятельности (личный пример);

4)      Участника-новичка;

5)      Советчика, помощника детей в организации деятельности детей.

 

Выбор форм работы классного руководителя с учащимися

Многообразие форм и практическая необходимость постоянного управления ставит классного руководителя перед проблемой их выбора.

Выбор форм зависит от:

·         Поставленных целей, содержания работы;

·         Возраста участников, степени их воспитанности;

·         Проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога;

1)      Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), т.к. каждая форма работы должна способствовать их решению;

2)      Определять содержание работы, основные виды деятельности;

3)      Составлять формы работы с учетом принципов, возможностей, подготовленности, интересов и потребности детей; Возможностей педагогов и родителей;

4)      Организовывать коллективный поиск новых форм работы;

5)      Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.