Воспитание у учащихся культуры поведения.

 

План.

1.      История возникновения культуры поведения

2.      Культура поведения, как педагогическая проблема

3.      Структура и содержание культуры поведения школьников

4.      Формы и методы, приемы воспитания культуры поведения учащихся

 

История возникновения культуры поведения.

Поведение – это образ жизни и действий.

Раньше понятие культуры поведения включала в себя то, что вырабатывало человечество в области поведения, т.е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, а так же связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

В XVII веке во времена Людовика XIV, который стремился к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировал придворный этикет, как обязательный порядок поведения при дворе французского короля.

Такой же порядок поведения существовал и при других монархических дворах Европы:

- Испания

- Италия

- Англия

Франция дала этому порядку определение – Этикет.

Главным его требованием было – стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей.

В России слово «Этикет» распространилось в XVIII веке во времена Петра I. Именно в его

правление начал складываться дворцовский этикет, который сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции в европейских правилах поведения.

Рождался новый церемониал, который определял что одевать, какие делать прически и как следует поступать в различных ситуациях.

В 1717 году появился сборник поведенческих советов, который назывался «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению».

Этот сборник был собран от разных авторов и получил огромную популярность среди молодых дворян.

В жизнь активно входил театр, который стал законодателем моды, петровские ассамблеи – балы с европейскими танцами, которые принесли в русское общество реверанс и поцелуи руки дамам.

Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы кокетничать и увлекать красотой наряда.

 

Культура поведения, как педагогическая проблема

Культура поведения предполагает наличие у человека определенных навыков поведения в обществе.

Культура поведения – взаимоотношение между людьми на основе норм и правил современного общества.

Культуру поведения можно соотнести с этиветом, т.е. с внешними проявлениями человека во взаимоотношении между людьми.

Культура поведения включает в себя два основных понятия:

1.      Этика

2.      Этикет

Этика – внутреннее состояние человека, связанное с его нравственным поведением.

Этикет – относится к внешнему поведению или оформлению человека.

Многие педагоги рассматривали данную проблему.

Н.Г. Чернышевский рассматривал культуру поведения, как различие в нравственном и эстетическом воспитании.

В.Г. Белинский определил культуру поведения, как общечеловеческую ценность. Он говорил: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания».

А.П. Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно и лицо и тело и мысли».

Перед педагогами образовательных учреждений, родителями и общественностью стоят задачи по совершенствованию воспитательной работы с учащимися и привитию им норм и правил поведения, принятых в современном обществе:

1)      Расширять кругозор учащихся о культуре поведения, как общечеловеческих ценностей

2)      Убеждать школьников в необходимости культуры поведения, как важного условия для человеческого общения

3)      Прививать чувство неприятия отрицательного поведения, бескультурья и хамства

С др. времен молодежь приучали уважать старших и родителей, оберегать младших, миролюбиво относиться к ближнему, защищать свою честь и совесть, т.е. выполнять долг перед обществом.

Структура и содержание культуры поведения школьников

Существуют нормы и правила, которые характеризуют культуру поведения современного общества:

1.      поведение по отношению к обществу:

долг, честь, совесть, достоинство, и ответственность

2.      поведение с близкими, сверстниками и родными:

отзывчивость, взаимопомощь, справедливость, уважительность, внимательность, доброта

3.      поведение по отношению к самому себе:

скромность, внешний вид, манера поведения

4.      языковая культура:

грамотность, выразительность речи, темп, дикция

Долг – это ответственность и добросовестное выполнение обязанностей перед обществом, кол-м, родителями, сверстниками и по отношению к самому себе.

Совесть – нравственная категория, которая служит самооценкой и мерой своих собственных мыслей, чувств и деятельности, побуждает к благородным поступкам.

В основе совести лежит стыд. Совесть, как качество личности развивается, воспитывается и перевоспитывается.

Отношение к самому себе – выражает внутреннее состояние личности, которое характеризуется умением вести себя в школе, дома и общественных местах.

Отношение к самому себе у школьников проявляется в самовыражении среди сверстников. Особенно ярко выражается этот процесс у подростков, так как подростковый возраст самый благоприятный для формирования культуры поведения.

 

Формы и методы, приемы воспитания культуры поведения учащихся

Необходимо знать возраст учащихся и уровень воспитанности и культуры поведения. Педагогу лучше всего начинать работу с анализа эпизода из литературных источников, СМИ, телевидения или личного интересного опыта.

При этом учителю важно обратиться к истории появления и развития того или иного обычая.

Беседу с учениками можно начать с давнего и общепринятого правила.

- Снимать головной убор при входе в помещение. И откуда появился этот обычай?

Сохранился так же с Др.пор обычай снимать перчатку с правой руки здороваясь.

Эти два примера учат детей рассуждать и думать, чтобы культура поведения была воспитана у школьников педагог должен быть сам образцом и примером для подражания.

К формам воспитания культуры поведения относятся:

- диспуты

- конференции

- дискуссии

- КВН

- ролевая игра

- викторины

После каждой беседы, диспута или конференции нужно сформулировать определенные правила поведения.

Например, после беседы о знакомстве с новыми друзьями можно предложить следующие правила:

1.Знакомиться лучше тогда, когда общение в которое вступают оба человека без этого было невозможно или затруднено

2.При знакомстве сначала представляется младший старшему. Мужчина женщине или одного человека многим

3.При знакомстве имя произносят ясно и разборчиво, при необходимости можно переспросить, знакомясь, смотрят в глаза друг другу, отведенный в сторону взгляд является оскорблением

4.Держаться нужно сдержанно и приветливо. Первым протягивает руку тот, кому представляют, при этом никаких других жестов быть не должно.

5.При церемониале знакомства все стоят, исключение – женщина, которая может сидеть, если ей представляют мужчину.