Воспитание у учащихся культуры поведения.
План.
1. История возникновения культуры поведения
2. Культура поведения, как педагогическая проблема
3. Структура и содержание культуры поведения школьников
4. Формы и методы, приемы воспитания культуры поведения учащихся
История возникновения культуры поведения.
Поведение – это образ жизни и действий.
Раньше понятие культуры поведения включала в себя то, что вырабатывало человечество в области поведения, т.е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, а так же связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
В XVII веке во времена Людовика XIV, который стремился к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировал придворный этикет, как обязательный порядок поведения при дворе французского короля.
Такой же порядок поведения существовал и при других монархических дворах Европы:
- Испания
- Италия
- Англия
Франция дала этому порядку определение – Этикет.
Главным его требованием было – стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей.
В России слово «Этикет» распространилось в XVIII веке во времена Петра I. Именно в его
правление начал складываться дворцовский этикет, который сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции в европейских правилах поведения.
Рождался новый церемониал, который определял что одевать, какие делать прически и как следует поступать в различных ситуациях.
В 1717 году появился сборник поведенческих советов, который назывался «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению».
Этот сборник был собран от разных авторов и получил огромную популярность среди молодых дворян.
В жизнь активно входил театр, который стал законодателем моды, петровские ассамблеи – балы с европейскими танцами, которые принесли в русское общество реверанс и поцелуи руки дамам.
Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы кокетничать и увлекать красотой наряда.
Культура поведения, как педагогическая проблема
Культура поведения предполагает наличие у человека определенных навыков поведения в обществе.
Культура поведения – взаимоотношение между людьми на основе норм и правил современного общества.
Культуру поведения можно соотнести с этиветом, т.е. с внешними проявлениями человека во взаимоотношении между людьми.
Культура поведения включает в себя два основных понятия:
1. Этика
2. Этикет
Этика – внутреннее состояние человека, связанное с его нравственным поведением.
Этикет – относится к внешнему поведению или оформлению человека.
Многие педагоги рассматривали данную проблему.
Н.Г. Чернышевский рассматривал культуру поведения, как различие в нравственном и эстетическом воспитании.
В.Г. Белинский определил культуру поведения, как общечеловеческую ценность. Он говорил: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания».
А.П. Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно и лицо и тело и мысли».
Перед педагогами образовательных учреждений, родителями и общественностью стоят задачи по совершенствованию воспитательной работы с учащимися и привитию им норм и правил поведения, принятых в современном обществе:
1) Расширять кругозор учащихся о культуре поведения, как общечеловеческих ценностей
2) Убеждать школьников в необходимости культуры поведения, как важного условия для человеческого общения
3) Прививать чувство неприятия отрицательного поведения, бескультурья и хамства
С др. времен молодежь приучали уважать старших и родителей, оберегать младших, миролюбиво относиться к ближнему, защищать свою честь и совесть, т.е. выполнять долг перед обществом.
Структура и содержание культуры поведения школьников
Существуют нормы и правила, которые характеризуют культуру поведения современного общества:
1. поведение по отношению к обществу:
долг, честь, совесть, достоинство, и ответственность
2. поведение с близкими, сверстниками и родными:
отзывчивость, взаимопомощь, справедливость, уважительность, внимательность, доброта
3. поведение по отношению к самому себе:
скромность, внешний вид, манера поведения
4. языковая культура:
грамотность, выразительность речи, темп, дикция
Долг – это ответственность и добросовестное выполнение обязанностей перед обществом, кол-м, родителями, сверстниками и по отношению к самому себе.
Совесть – нравственная категория, которая служит самооценкой и мерой своих собственных мыслей, чувств и деятельности, побуждает к благородным поступкам.
В основе совести лежит стыд. Совесть, как качество личности развивается, воспитывается и перевоспитывается.
Отношение к самому себе – выражает внутреннее состояние личности, которое характеризуется умением вести себя в школе, дома и общественных местах.
Отношение к самому себе у школьников проявляется в самовыражении среди сверстников. Особенно ярко выражается этот процесс у подростков, так как подростковый возраст самый благоприятный для формирования культуры поведения.
Формы и методы, приемы воспитания культуры поведения учащихся
Необходимо знать возраст учащихся и уровень воспитанности и культуры поведения. Педагогу лучше всего начинать работу с анализа эпизода из литературных источников, СМИ, телевидения или личного интересного опыта.
При этом учителю важно обратиться к истории появления и развития того или иного обычая.
Беседу с учениками можно начать с давнего и общепринятого правила.
- Снимать головной убор при входе в помещение. И откуда появился этот обычай?
Сохранился так же с Др.пор обычай снимать перчатку с правой руки здороваясь.
Эти два примера учат детей рассуждать и думать, чтобы культура поведения была воспитана у школьников педагог должен быть сам образцом и примером для подражания.
К формам воспитания культуры поведения относятся:
- диспуты
- конференции
- дискуссии
- КВН
- ролевая игра
- викторины
После каждой беседы, диспута или конференции нужно сформулировать определенные правила поведения.
Например, после беседы о знакомстве с новыми друзьями можно предложить следующие правила:
1.Знакомиться лучше тогда, когда общение в которое вступают оба человека без этого было невозможно или затруднено
2.При знакомстве сначала представляется младший старшему. Мужчина женщине или одного человека многим
3.При знакомстве имя произносят ясно и разборчиво, при необходимости можно переспросить, знакомясь, смотрят в глаза друг другу, отведенный в сторону взгляд является оскорблением
4.Держаться нужно сдержанно и приветливо. Первым протягивает руку тот, кому представляют, при этом никаких других жестов быть не должно.
5.При церемониале знакомства все стоят, исключение – женщина, которая может сидеть, если ей представляют мужчину.