Патриотизм и культура межнациональных отношений
План
1. Значение патриотизма и КМО в развитии личности.
2. Сущность патриотизма и КМО. Их содержание и структура.
3. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения и КМО.
Значение патриотизма и КМО в развитии личности
Существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и КМО. Они выступают, как составляющие элементы мировоззрения учащихся и способствуют выражению отношений их к Родине, другим нациям и народам.
Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к малой Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и не зависимость, сохранность материальных и духовных ценностей.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности (русский критик Демократ, В.Г. Белинский говорил: «Что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и это делает личность полноправным членом общества», К.Д. Ушинский считал, что патриотизм считается не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Патриотизм тесно связан с КМО.
Если эти два понятия сформировались у личности, то они имеют большое значение:
1. В нравственном развитии личности.
2. Способствует поддержанию доброжелательных и дружелюбных взаимосвязей между разными народами и странами.
3. Способствует утверждению сознания каждого человека понимание огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов.
Т.о. патриотизм и КМО выступает в единстве и определяют нравственную значимость каждой личности.
Сущность патриотизма и КМО. Их содержание и структура
Патриотизм и КМО являются глубокими чувствами которые формируются у людей на протяжении многих веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 года.
Патриотами тогда называли борцов за народное дело и защитников республики.
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так:
Патриот – человек любящий свое отечество, преданный своему народу и готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
На ряду с этим понятием требуется употреблять понятие патриотизм:
Патриотизм в переводе с греческого- отечество.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
В данных определениях внимание уделяется главным образом отношению личности к Родине.
Содержание патриотизма включает в себя:
1. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос
2. Уважительное отношение к родному языку
3. Забота об интересах Родины
4. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине
5. Гордость за ее социальные и культурные достижения
6. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины
КМО имеет свое значение.
Культура – означает высокий уровень чего – либо.
КМО - высокая степень совершенства и развитий отношений, которые проявляются в соблюдении нравственного такта и взаимного уважения людей разных национальностей друг к другу.
Содержание КМО включает в себя:
1. Уважение к людям различных национальностей
2. Соблюдение нравственного такта по отношению к языку к национальным обычаям и традициям других народов
3. Проявление интереса к достижению культуры и жизни других государств и народа
4. Стремление развивать общечеловеческие ценности
Т.о. воспитание патриотизма и КМО представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной деятельности
Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения и КМО
Навыки и привычки поведения, собственный опыт отношений вырабатывается путем продолжительных упражнений в различных видах деятельности и поведении, поэтому необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма и КМО.
Для этого необходимо:
1. Осуществить организацию общественно – полезной деятельности школьников, которая развивает чувство ответственности и самостоятельности, формирует активное гражданское отношение школьников к окружающей действительности (труд по самообслуживанию в школе, ремонт школьной мебели, изготовление учебного оборудования и наглядных пособий).
2. Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края (учащиеся привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказание помощи в поддержании чистоты в сквере, парке, работы на пришкольном участке).
3. Важное место для формирования у школьников патриотического поведения занимают туристско – краеведческая работа (историка – этнографические экспедиции по изучению родного края, экскурсии с целью ознакомления с историческими и культурными памятниками).
4. Поисковая работа школьников. (учащиеся устанавливают имена неизвестных солдат, погибших в годы ВОВ, переписка с родными).
Участие школьников в художественно – творческой деятельности (встречи с писателями и поэтами родного края, праздник ко дню Победы, участие в читательских конференциях).