Методика формирования детского коллектива

 

План

1.      Классификация видов коллектива.

2.      Методика создания и формирования коллектива.

3.      Особенности развития детского коллектива.

4.      Взаимодействие личности и коллектива.

Классификация видов коллектива.

Человек на протяжении жизни входит в состав одновременно нескольких коллективов, но разных по видам.

Выделяют 5 групп коллективов:

  1. По содержанию объединения членов деятельности.
  2. По внешне заданной функции.

·         Производственный - членов этого коллектива объединяет решение конкретных производственных задач (педагогический коллектив, воинская часть).

·         Воспитательный - членов этого коллектива объединяет организация с целью реализации воспитательных задач, и они состоят из педагогического и ученического коллектива (образовательные учреждения, детские сады, ВУЗы, СУЗы).

  1. По степени сложения структуры и межличностных отношений.

·         Первичные – небольшие коллективы, которые обеспечивают межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, бригада на начальной стадии)

·         Вторичные – более сложные по составу коллективы, которые состоят из ряда первичных.

4.По социально-фиксируемому статусу.

·         Формальные – которые имеют юридический (фиксируемый) статус (колледж, магазин), и осуществляют социально заданную деятельность.

·         Не формальные – люди добровольно объединяются на основе общих интересов, личностных симпатий и взаимной пользы (друзья, компании).

5.По длительности функционирования.

·         Постоянные – коллективы длительно существующие (школа, институт).

·         Временные – это коллективы существующие в течении определенного времени (лагерь).

·         Ситуативные – это коллективы созданные для выполнения локальной задачи (школа Караковского, Ямбурга, отряды Макаренко).

Методика создания и формирования коллектива.

Зарождается, крепнет и развивается коллектив только в процессе целеустремлённой совместной деятельности полезной для коллектива, каждого его члена и других людей.

Технологические правила организации коллективной деятельности.

1.      наличие целей организованной деятельности.

2.      предпочтение коллективным видам деятельности и групповым.

3.      активное участие каждого члена коллектива.

4.      Технология просвещения:

- время, место, объём действия и оснащённость проводимого материала.

5.      Сочетание традиционности и вариативности в содержании формах деятельности.

6.      Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

Для сплочения коллектива и стимулирования его деятельности необходимая система требований. Эта система имеет форму убедительного разъяснения задач, правил и норм совместной жизнедеятельности.

Цели ставятся чётко и увлекательно!

А. С. Макаренко назвал, это систематикой перспективных линий или организаций завтрашней радости, это включает постановку близких, средних и далёких целей.

Он считал, что важным моментом в развитии человека и коллектива является жизненная перспектива.

Т.е. это задачи, цели и дела которые отвечают внутренним потребностям развития личности, и соответствует её индивидуальным и возрастным особенностям.

Особенности включают в себя:

1.      Увлекательность дел (детский интерес).

2.      Общественно полезная ценность.

3.      Чёткая организация деятельности.

План конкретных дел по Макаренко.

1.      Близкая перспектива – не требует много времени и усилий для своей реализации.

2.      Средняя перспектива – более отдалённая цель требует не только длительного времени, но и определенных усилий по её достижению.

3.      Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.

Группа – совокупность свободно объединяющихся полезных друг другу людей в процессе взаимодействия, удовлетворяющая личные запросы и интересы.
Hosted by uCoz