Методика формирования детского коллектива
План
1. Классификация видов коллектива.
2. Методика создания и формирования коллектива.
3. Особенности развития детского коллектива.
4. Взаимодействие личности и коллектива.
Классификация видов коллектива.
Человек на протяжении жизни входит в состав одновременно нескольких коллективов, но разных по видам.
Выделяют 5 групп коллективов:
· Производственный - членов этого коллектива объединяет решение конкретных производственных задач (педагогический коллектив, воинская часть).
· Воспитательный - членов этого коллектива объединяет организация с целью реализации воспитательных задач, и они состоят из педагогического и ученического коллектива (образовательные учреждения, детские сады, ВУЗы, СУЗы).
· Первичные – небольшие коллективы, которые обеспечивают межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, бригада на начальной стадии)
· Вторичные – более сложные по составу коллективы, которые состоят из ряда первичных.
4.По социально-фиксируемому статусу.
· Формальные – которые имеют юридический (фиксируемый) статус (колледж, магазин), и осуществляют социально заданную деятельность.
· Не формальные – люди добровольно объединяются на основе общих интересов, личностных симпатий и взаимной пользы (друзья, компании).
5.По длительности функционирования.
· Постоянные – коллективы длительно существующие (школа, институт).
· Временные – это коллективы существующие в течении определенного времени (лагерь).
· Ситуативные – это коллективы созданные для выполнения локальной задачи (школа Караковского, Ямбурга, отряды Макаренко).
Методика создания и формирования коллектива.
Зарождается, крепнет и развивается коллектив только в процессе целеустремлённой совместной деятельности полезной для коллектива, каждого его члена и других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности.
1. наличие целей организованной деятельности.
2. предпочтение коллективным видам деятельности и групповым.
3. активное участие каждого члена коллектива.
4. Технология просвещения:
- время, место, объём действия и оснащённость проводимого материала.
5. Сочетание традиционности и вариативности в содержании формах деятельности.
6. Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.
Для сплочения коллектива и стимулирования его деятельности необходимая система требований. Эта система имеет форму убедительного разъяснения задач, правил и норм совместной жизнедеятельности.
Цели ставятся чётко и увлекательно!
А. С. Макаренко назвал, это систематикой перспективных линий или организаций завтрашней радости, это включает постановку близких, средних и далёких целей.
Он считал, что важным моментом в развитии человека и коллектива является жизненная перспектива.
Т.е. это задачи, цели и дела которые отвечают внутренним потребностям развития личности, и соответствует её индивидуальным и возрастным особенностям.
Особенности включают в себя:
1. Увлекательность дел (детский интерес).
2. Общественно полезная ценность.
3. Чёткая организация деятельности.
План конкретных дел по Макаренко.
1. Близкая перспектива – не требует много времени и усилий для своей реализации.
2. Средняя перспектива – более отдалённая цель требует не только длительного времени, но и определенных усилий по её достижению.
3. Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.
Группа – совокупность свободно объединяющихся полезных друг другу людей в процессе взаимодействия, удовлетворяющая личные запросы и интересы.