Понятие о мировоззрении
План
1.Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
2.Основные виды мировоззрения, характеристика.
3.Задачи школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций мировоззрения.
Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце 18 века и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии.
Определённые представления о самом мировоззрении стали складываться намного раньше и выражались они через такие понятия как:
Это были представления, о каком то высшем обобщённом знании. Наиболее ценном и трудно постижимом. Обладание, которого делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с требованиями общества.
МИРОВОЗРЕНИЕ состоит из двух слов мир и воззрение(сознание)
В основе понимания современного понятия мировоззрение лежат такие понятия как:
Они позволяют выражать личные определённые отношения к явлениям окружающей деятельности и занимают в нём определённую позицию
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни.
Структурные компоненты мировоззрения.
Основные виды мировоззрения, характеристика.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями выделяют три основных вида мировоззрения:
ü Научное,
ü Религиозное,
ü Обыденное (житейское)
Научное:
Оно опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения которые сделаны на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.
Религиозное:
В его основе лежит религиозный опыт личности и вера человека в существование Бога или других сверх естественных сил.
Житейское:
Оно формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение. В форме духовного опыта здравого смысла, стихийных и не всегда систематических представлений о мире.
Задачи школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций мировоззрения.
Решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют мировоззренческие идеи в рамках содержания школьного образования по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Все учебные предметы в школе оказывают влияние на развитие у учащихся научного мировоззрения.
Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:
Функции мировоззрения:
Она связана с определённым восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека в соответствии с его мировоззрением.
Она связана с тем что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, взглядами и убеждениями.
Если у человека сформировалось своё мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они определяют его действия и поступки.
Она связана с тем, что все явления окружающей среды и жизни человек оценивает исходя из своего мировоззрения.
Т.о мировоззрение имеет существенное значение, как для поведения людей, так и для развития их сознания.