Понятие о мировоззрении

 

План

1.Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.

2.Основные виды мировоззрения, характеристика.

3.Задачи школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций мировоззрения.

Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.

Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце 18 века и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии.

Определённые представления о самом мировоззрении стали складываться намного раньше и выражались они через такие понятия как:

Это были представления, о каком то высшем обобщённом знании. Наиболее ценном и трудно постижимом. Обладание, которого делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с требованиями общества.

МИРОВОЗРЕНИЕ состоит из двух слов мир и воззрение(сознание)

В основе понимания современного понятия мировоззрение лежат такие понятия как:

Они позволяют выражать личные определённые отношения к явлениям окружающей деятельности и занимают в нём определённую позицию

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни.

Структурные компоненты мировоззрения.

  1. Система знаний – представляет собой систему научных институтов которые имеют форму описательно-констатирующего суждения личности.
  2. Взгляды – это суждения, субъективные выводы человека, которые связанны с объяснением тех или иных явлений и объяснением своего отношения к этим явлениям.
  3. Убеждения – это совокупность глубоко осмысленных и эмоциональных переживаний идей, которые определяют прочность жизненной ориентации личности, характер её деятельности и поведения.
  4. Идеал – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким человек хочет стать и каким человек может стать (и какой он есть на самом деле).

Основные виды мировоззрения, характеристика.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями выделяют три основных вида мировоззрения:

ü  Научное,

ü  Религиозное,

ü  Обыденное (житейское)

Научное:

Оно опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения которые сделаны на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.

Религиозное:

В его основе лежит религиозный опыт личности и вера человека в существование Бога или других сверх естественных сил.

Житейское:

Оно формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение. В форме духовного опыта здравого смысла, стихийных и не всегда систематических представлений о мире.

Задачи школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций мировоззрения.

Решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют мировоззренческие идеи в рамках содержания школьного образования по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Все учебные предметы в школе оказывают влияние на развитие у учащихся научного мировоззрения.

Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

  1. Добиваться научного понимания закономерностей развития природы, общества и сознания.
  2. Убеждать учащихся в материальности мира и познания его закономерностей в решающей роли человека в развитии производственных сил общества и в преобразовании роли сознания людей.
  3. Вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умение поступать в соответствии с научным мировоззрением, путём участия в созидательной трудовой и общественной деятельности.
  4. Научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научной позиции, активно выступать против антинаучных взглядов некоторых пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Функции мировоззрения:

  1. информационно-отражающая функция.

Она связана с определённым восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека в соответствии с его мировоззрением.

  1. ориентационно-регулятивная функция.

Она связана с тем что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, взглядами и убеждениями.

Если у человека сформировалось своё мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они определяют его действия и поступки.

  1. оценочная.

Она связана с тем, что все явления окружающей среды и жизни человек оценивает исходя из своего мировоззрения.

Т.о мировоззрение имеет существенное значение, как для поведения людей, так и для развития их сознания.
Hosted by uCoz