ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, КАК РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
План
1.Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.
2.Цели, задачи и движущие силы воспитания.
3.Особенности воспитательного процесса его функции и структура.
4.Общие закономерности процесса воспитания.
Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.
Воспитание – целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности, направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе.
Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс личности.
Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовка к жизни.
Опыт – известные людям знания умения навыки способы мышления, нормы поведения- т.е. всё то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.
Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управленческое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у них заданных качеств.
Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Самовоспитание – самосовершенствование личности.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу.
Обучение – это один из элементов педагогического процесса.
- вторым важным элементом – выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процесс целенаправленного влияния на ребёнка.
Воспитание даёт возможность ребёнку быстро освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.
Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным.
Стихийное знакомство и присваивание ребёнку социальных норм происходящих в то время, когда он играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, читает книги, смотрит журналы.
Часто мы рассматриваем процесс самовоспитания, поэтому процесс самовоспитания- представляет собой процесс целенаправленной социализации. Ребёнок сам, оказывает влияние на свои действия.
Обычно самовоспитание есть результат воспитания.
Цели, задачи и движущие силы воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью формирование всестороннего развития гармоничной личности и предполагает гуманистический характер отношений между участниками педагогического процесса.
Гуманное воспитание – особая забота общества об образовательных структурах.
Цель воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Задачи воспитания:
1. Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.
2. Приобщить личность к системе культурных ценностей.
3. Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).
4. Развить интеллектуально-нравственную свободу личности.
5. Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.
6. Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.
7. Развитие представлений о здоровом образе жизни.
Движущими силами воспитания являются противоречия:
· Внутренние
· Внешние
· Объективные
· Субъективные
1. Объективно-внешние противоречия.
· Противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране.
· Противоречия между ожиданием общества в отношении подрастающего поколения и собственными потребностями детей и молодёжи.
· Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений.
· Противоречия отцов и детей отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.
· Противоречия между возрастанием потребностей к образованию обусловленные темпами и перспективами социального развития.
2. Объективно-внутренние противоречия.
· Противоречия между активно-деятельной природой ребёнка и социально педагогическими условиями его жизни.
· Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей.
· Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности.
· Противоречия, возникшие из-за несоответствия возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа и родители.
· Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов.
· Противоречия между возникающими личными потребностями и возможностями их удовлетворения.
3. Субъективные противоречия.
· Противоречия между бурным ростом знаний и ограниченными возможностями педагогов и образовательных учреждений в их передаче.
· Противоречия между отставанием процессов знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественное обобщение знаний и умений.
Особенности воспитательного процесса его функции и структура.
Особенности воспитательного процесса:
1. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.
2. процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
3. Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.
4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.
5. ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
6. Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
7. воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.
8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:
· От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),
· От воспитанника воспитателю (обратная связь).
т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Структура воспитательного процесса.
1. Этап. Знания:
Осознание требуемых норм и правил поведения.
2. Этап. Убеждения:
Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.
3. Этап. Чувства:
«Без чувств не может быть искания истины»
4. Этап. Деятельность, поведения:
В них отражаются нормы и правила поведения.
Функции воспитательного процесса:
1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
3. Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
5. Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Общие закономерности процесса воспитания.
Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.
Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей.
Закономерности.
1. От сложившихся воспитательных отношений
(мудрая заповедь практической педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию. Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть
Если организация (совокупность воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют цели, то воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность воспитательного процесса значительно выше.
3. От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников
Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального поведения и тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это приводит молодых людей к разочарованию.
4. От совокупного действия объективного и субъективного фактора
Субъективные факторы – это педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в группе.
Объективные факторы – это условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно – гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)
5. От интенсивного воспитания и самовоспитания
Деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию. Самовоспитание – это результат воспитания, который успешнее когда человек сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки, преодолевая препятствия
6. От качества воспитательного воздействия
Воспитательное взаимоотношение с педагогом сознательно и это повышает качество их взаимодействий
7. От интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)
«Внутренняя сфера» - это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта. Внешнее влияние в воспитательном процессе переключаются во внутренние достижения школьника. Если влияния сильны и отвечают потребностям ребёнка, тогда они вызывают активность самого школьника
8. От интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками
«С кем поведешься от того и наберешься» - гласит народная мудрость, поэтому взаимовоспитание влияет на становление личности, т.к. воспитывают личность сверстники и друзья, то цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются почти сразу.