ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, КАК  РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

План

1.Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.

2.Цели, задачи и движущие силы воспитания.

3.Особенности воспитательного процесса его функции и структура.

4.Общие закономерности процесса воспитания.

Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.

Воспитание целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности, направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс личности.

Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Опыт – известные людям знания умения навыки способы мышления, нормы поведения- т.е. всё то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управленческое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у них заданных качеств.

Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – самосовершенствование личности.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса.

- вторым важным элементом – выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процесс целенаправленного влияния на ребёнка.

Воспитание даёт возможность ребёнку быстро освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным.

Стихийное знакомство и присваивание ребёнку социальных норм происходящих в то время, когда он играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, читает книги, смотрит журналы.

Часто мы рассматриваем процесс самовоспитания, поэтому процесс самовоспитания- представляет собой процесс целенаправленной социализации. Ребёнок сам, оказывает влияние на свои действия.

Обычно самовоспитание есть результат воспитания.

Цели, задачи и движущие силы воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью формирование всестороннего развития гармоничной личности и предполагает гуманистический характер отношений между участниками педагогического процесса.

Гуманное воспитание – особая забота общества об образовательных структурах.

Цель воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Задачи воспитания:

1.      Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.

2.      Приобщить личность к системе культурных ценностей.

3.      Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).

4.      Развить интеллектуально-нравственную свободу личности.

5.      Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.

6.      Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.

7.      Развитие представлений о здоровом образе жизни.

Движущими силами воспитания являются противоречия:

·         Внутренние

·         Внешние

·         Объективные

·         Субъективные

1.      Объективно-внешние противоречия.

·         Противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране.

·         Противоречия между ожиданием общества в отношении подрастающего поколения и собственными потребностями детей и молодёжи.

·         Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений.

·         Противоречия отцов и детей отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.

·         Противоречия между возрастанием потребностей к образованию обусловленные темпами и перспективами социального развития.

2.      Объективно-внутренние противоречия.

·         Противоречия между активно-деятельной природой ребёнка и социально педагогическими условиями его жизни.

·         Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей.

·         Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности.

·         Противоречия, возникшие из-за несоответствия возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа и родители.

·         Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов.

·         Противоречия между возникающими личными потребностями и возможностями их удовлетворения.

3.      Субъективные противоречия.

·         Противоречия между бурным ростом знаний и ограниченными возможностями педагогов и образовательных учреждений в их передаче.

·         Противоречия между отставанием процессов знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественное обобщение знаний и умений.

Особенности воспитательного процесса его функции и структура.

Особенности воспитательного процесса:

1.      Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.

2.      процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.

3.      Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.

4.      Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.

5.      ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

6.      Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).

7.      воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.

8.      Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

·         От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

·         От воспитанника воспитателю (обратная связь).

т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

1.      Этап. Знания:

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2.      Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

3.      Этап. Чувства:

«Без чувств не может быть искания истины»

4.      Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

1.      Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2.      Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3.      Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4.      Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5.      Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6.      Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания  определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей.

Закономерности.

1.      От сложившихся воспитательных отношений

(мудрая заповедь практической педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию. Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.

2.      От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть

Если организация (совокупность воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют цели, то воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность воспитательного процесса значительно выше.

3.      От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников

Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального поведения и тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это приводит молодых людей к разочарованию.

4.      От совокупного действия объективного и субъективного фактора

Субъективные факторы – это педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в группе.

Объективные факторы – это условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно – гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)

5.      От интенсивного воспитания и самовоспитания

Деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию. Самовоспитание – это результат воспитания, который успешнее когда человек сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки, преодолевая препятствия

6.      От качества воспитательного воздействия

Воспитательное взаимоотношение с педагогом сознательно и это повышает качество их взаимодействий

7.      От интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)

«Внутренняя сфера» - это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта. Внешнее влияние в воспитательном процессе переключаются во внутренние достижения школьника. Если влияния сильны и отвечают потребностям ребёнка, тогда они вызывают активность самого школьника

8.      От интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками

«С кем поведешься от того и наберешься» - гласит народная мудрость, поэтому взаимовоспитание влияет на становление личности, т.к. воспитывают личность сверстники и друзья, то цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются почти сразу.

Hosted by uCoz