Общая характеристика педагогической профессии и ее особенности.
План:
1) Сущность понятия педагогическое мастерство;
2) Особенности педагогической профессии.
Сущность понятия педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение.
Педагогическое мастерство – совокупность личностных и профессиональных качеств педагога.
Многие педагоги считают, что педагогическое мастерство – лишь умения и навыки учителя, и это не совсем так; что это один из внешних компонентов мастерства.
А. С. Макаренко считал, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, главным является педагогическая деятельность самого учителя, но проанализированная и осмысленная. Учитель мастер отличается от простого опытного учителя знанием психологии детей. Эти знания становятся ведущими в структуре деятельности тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на сои действия.
Особенности педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его деятельности. По классификации Климова педагогическая профессия относится к профессиям «Человек – человек». Своеобразие данной профессии заключается во взаимоотношении педагога с учащимися и главной особенностью является коммуникативный компонент. Цель деятельности педагога – становление и преобразование личности, управление процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование ее духовного мира. Умение общаться – главное качество педагога.
Выделяют барьеры общения по Канн-Калику:
1) боязнь класса;
2) боязнь допустить педагогическую ошибку;
3) отсутствие контакта;
4) негативная установка на класс.
Они возникают как и у молодых, так и у опытных педагогов.