Развитие системы образования в России

 

План:

1)    Понятие системы образования. Задачи РФ в области образования;

2)    Принципы государственной политики в области образования;

3)    Гарантии и права граждан РФ в области образования;

4)    Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы;

5)    Формы получения образования;

6)    Виды образовательных учреждений;

7)    Учредители образовательных учреждений.

 

Понятие системы образования. Задачи РФ в области образования:

Система образования – совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Задачи РФ в области образования:

1) разграничить компетенции в области образования между федеральными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правого регулирования их отношений в данной области.

 

Управление образования и науки города Алексеевки Коломыцкий Михаил Григорьевич, заместитель Скорых Валентина Николаевна.

Областное управление образования и науки – Тимофеев Станислав Петрович.

 

Закон РФ «Об образовании» был введен 10 июля 1992 года, а в 1996 году произошли основные изменения. Закон РФ включает в себя 6 глав и 58 статей. Глава 2 – система образования, в нее входят с 8 по 27 статьи.

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

 

Принципы государственной политики в области образования:

Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:

1) принцип гуманизма. Он основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;

2) единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;

3) общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ребенок должен быть всесторонне развитым);

5) свобода и плюрализм (право выбора);

6)демократичность, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательного учреждения (самостоятельность).

Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.

 

Гарантии и права граждан РФ в области образования:

а) возможность получения образования на территории РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии. Возможные ограничения могут быть установлены законом;

б) получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных учреждениях в пределах ГОСТов, если данное образование получается впервые. (Например: 2 высшее образование – платное);

в) для граждан с отклонениями в развитии создаются условия специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушенного развития, социальной адаптации;

г) гражданам, проявляющих выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе предоставление специальных стипендий.

 

Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы:

ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ГОСТы различного уровня и направленности, а также совокупность образовательных программ являются определенными основами образования в РФ.

Образовательные программы:

- общеобразовательные: основные и дополнительны;

- профессиональные: основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы оказывают влияние на формирование и развитие общей культуры личности, реализует задачу общего развития личности в современных образовательных условиях.

К общеобразовательным программам относят:

- программы дошкольного образования;

- программы начального общего образования;

- программы основного общего образования;

- программы среднего (полного) общего образования.

 

Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответствующих квалификаций.

К профессиональным программам относят:

- программы начального профессионального образования;

- программа среднего профессионального образования;

- программы высшего профессионального образования;

- программы послевузовского профессионального образования (аспирантура, бакалавриат).

Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяется законом, а также положениями о типах и видах образовательных учреждений.

 

 

 

 

Формы получения образования:

а) с отрывом от производства;

б) без отрыва от производства (вечерняя, заочная);

в) экстернат;

г) самообразование;

д) семейное образование.

 

Виды образовательных учреждений:

·         дошкольные образовательные учреждения;

·         основные общеобразовательные учреждения;

·         средние профессиональные учебные учреждения;

·         высшие профессиональные учебные учреждения;

·         послевузовские образовательные учреждения;

·         дополнительные образовательные учреждении.

 

 

Учредители образовательных учреждений:

Ими могут быть:

·         органы государственной власти и местного самоуправления;

·         отечественные, иностранные, зарубежные предприятия, общие и частные фонды, ассоциации;

·         общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ.

Допустимо совместное учредительство образовательных учреждений.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В Росси сфера образования является ведущей и дает возможность творческого поиска для решения задач образования, воспитания и развития детей. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Из истории возникновения образования: Система образования формируется государством постепенно. Например: в древней Руси это были школы, которые существовали при монастырях, храмах и церквях, они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих педагогов, учителя учили о том, что знали сами и т.к. это себе представляли. Никакой системы контроля за качеством знаний и их преподавания в этих школах в это время не было. С укреплением государственной власти школы были взяты под контроль, для этого были созданы органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования  в России существовала до 1992 года.

Hosted by uCoz