Развитие системы образования в России
План:
1) Понятие системы образования. Задачи РФ в области образования;
2) Принципы государственной политики в области образования;
3) Гарантии и права граждан РФ в области образования;
4) Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы;
5) Формы получения образования;
6) Виды образовательных учреждений;
7) Учредители образовательных учреждений.
Понятие системы образования. Задачи РФ в области образования:
Система образования – совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Задачи РФ в области образования:
1) разграничить компетенции в области образования между федеральными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правого регулирования их отношений в данной области.
Управление образования и науки города Алексеевки Коломыцкий Михаил Григорьевич, заместитель Скорых Валентина Николаевна.
Областное управление образования и науки – Тимофеев Станислав Петрович.
Закон РФ «Об образовании» был введен 10 июля 1992 года, а в 1996 году произошли основные изменения. Закон РФ включает в себя 6 глав и 58 статей. Глава 2 – система образования, в нее входят с 8 по 27 статьи.
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Принципы государственной политики в области образования:
Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:
1) принцип гуманизма. Он основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
2) единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;
3) общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ребенок должен быть всесторонне развитым);
5) свобода и плюрализм (право выбора);
6)демократичность, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательного учреждения (самостоятельность).
Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
Гарантии и права граждан РФ в области образования:
а) возможность получения образования на территории РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии. Возможные ограничения могут быть установлены законом;
б) получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных учреждениях в пределах ГОСТов, если данное образование получается впервые. (Например: 2 высшее образование – платное);
в) для граждан с отклонениями в развитии создаются условия специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушенного развития, социальной адаптации;
г) гражданам, проявляющих выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе предоставление специальных стипендий.
Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы:
ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.
ГОСТы различного уровня и направленности, а также совокупность образовательных программ являются определенными основами образования в РФ.
Образовательные программы:
- общеобразовательные: основные и дополнительны;
- профессиональные: основные и дополнительные.
Общеобразовательные программы оказывают влияние на формирование и развитие общей культуры личности, реализует задачу общего развития личности в современных образовательных условиях.
К общеобразовательным программам относят:
- программы дошкольного образования;
- программы начального общего образования;
- программы основного общего образования;
- программы среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответствующих квалификаций.
К профессиональным программам относят:
- программы начального профессионального образования;
- программа среднего профессионального образования;
- программы высшего профессионального образования;
- программы послевузовского профессионального образования (аспирантура, бакалавриат).
Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяется законом, а также положениями о типах и видах образовательных учреждений.
Формы получения образования:
а) с отрывом от производства;
б) без отрыва от производства (вечерняя, заочная);
в) экстернат;
г) самообразование;
д) семейное образование.
Виды образовательных учреждений:
· дошкольные образовательные учреждения;
· основные общеобразовательные учреждения;
· средние профессиональные учебные учреждения;
· высшие профессиональные учебные учреждения;
· послевузовские образовательные учреждения;
· дополнительные образовательные учреждении.
Учредители образовательных учреждений:
Ими могут быть:
· органы государственной власти и местного самоуправления;
· отечественные, иностранные, зарубежные предприятия, общие и частные фонды, ассоциации;
· общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ.
Допустимо совместное учредительство образовательных учреждений.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В Росси сфера образования является ведущей и дает возможность творческого поиска для решения задач образования, воспитания и развития детей. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Из истории возникновения образования: Система образования формируется государством постепенно. Например: в древней Руси это были школы, которые существовали при монастырях, храмах и церквях, они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих педагогов, учителя учили о том, что знали сами и т.к. это себе представляли. Никакой системы контроля за качеством знаний и их преподавания в этих школах в это время не было. С укреплением государственной власти школы были взяты под контроль, для этого были созданы органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала до 1992 года.