Сущность социализации и ее стадии. Макро-

мезо - и микрофакторы социализации

 

План:

1.     Сущность социализации и ее стадии;

2.     Классификация факторов социализации;

3.     Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину)

 

 

Сущность социализации и ее стадии:

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу 9усвоение ребенком социальных норм).

Сущность социализации заключается в следующем:

1)процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психическим и социологическим факторам;

2) «Я – концепция» - самореализация личности, как процесс преодоления негативных влияний среды мешающих ее саморазвитию и самоутверждению;

3)она тесно связана с воспитанием. Оно является частью социализации и выступает как механизм ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей предается гуманистическая ориентация.

 

Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущего вида деятельности. Переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ВВД.

К ВВД в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести: от рождения до 1 года – эмоциональное непосредственное общение младенца со взрослыми; от 1 года до 3 лет – предметноманепулятивная деятельность ребенка раннего возраста; от 3-6 лет – сюжетно-ролевая игра дошкольника;  6-10 лет – учеба младшего школьника; 10-15 лет – интимно-личностное общение подростка со сверстниками общественно полезный труд подростка; 15-18 лет – учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте.

Смена ВВД обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, их изменения.

 

Классификация факторов социализации:

Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.

В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую  предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:

·  макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

·  мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:

а) по национальному признаку (этнос);

б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);

в) по принадлежности к СМИ.

·  микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.

Институты социализации:

- семья;

- культура;

- образовательные учреждения;

- религия.

 

 

Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину):

Периодизация основанная на выделении возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомофизиологические функции и психические качества личности.

Периодизация бывает 2 видов: полная и неполная (частичная).

Полная периодизация развития охватывает всю жизнь человека с наиболее характерными стадиями.

Неполная (частичная) – периодизация, которая охватывает лишь ту область развития личности, которая нас интересует. Для педагогической школы наибольший интерес представляет период охватывающий жизнь и развитие ребенка школьного возраста.

В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая (по Д. Б. Эльконину):

1) младенчество – от рождения до 1 года;

2) преддошкольный возраст – 1-3 года;

3) дошкольный возраст – 3-6 лет:

а) младший дошкольный возраст – 3-4 года;

б) средний дошкольный – 4-5 лет;

в) старший дошкольный – 5-6 лет;

4) младший школьный возраст – 6-10 лет;

5) средний школьный возраст – 10-15 лет;

6) старший школьный возраст – 15-18 лет.

 

Основу периодизации педагогической составляют стадии физического и психического развития личности, а также условия, в которых протекает воспитание ребенка.

 Ян Амос Каменский был первым кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, т.е. обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Все должно идти последовательно и своевременно.

Одним из основоположных принципов в педагогике является принцип учета возрастных особенностей детей. С его помощью учитываются определенные учебные нагрузки, режим дня, объемы занятий различными трудами. Возрастные особенности помогают правильно решить вопросы расположения учебных предметов и учебного материал в каждом предмете.

Hosted by uCoz