Методы и организация педагогического исследования

 

План:

1) Основные компоненты научного исследования;

2) Методы педагогического исследования.

 

Основные компоненты научного исследования:

Основными компонентами научного исследования являются:

1) тема исследования – ясное и четкое выделение аспектов исследовательской области. Она должна быть актуальной. Ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

2) объект исследования – область поиска исследования. Объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).

3) предмет исследования – ограниченная область поиска внутри объекта; процессы протекания и реализации изученных явлений.

4) проблема – вопрос, который возникает и на который нужно ответить (формулировка того, что еще не известно в изученном явлении).

5) цель – выявление причин наследственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

6) задачи – конкретизируют цель исследования. Изучить, определить, выявить, обобщить, опробировать или проверить в опытной работе.

7) гипотеза – предположительный ответ на вытекающий вопрос, который разработан на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Она формируется так, чтобы автор работы давал свое, т.е. новое видение и понимание того, что он исследует.

Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и из одного вытекает другой.

 

 

Методы педагогического исследования:

Методы педагогического исследования делятся на 3 группы:

1)           методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;

2)           методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;

3)           математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.

Этапы наблюдения:

1) определение цели и задачи;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения;

4) выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) обработка полученной информации.

Виды наблюдения:

а) включенное;

б) невключенное;

в) открытое;

г) скрытое;

д) сплошное;

е) выборочное.

Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.

«+» -  можно наблюдать в любое время;

«- » - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).

Требования к наблюдению:

1)      должно быть системным;

2)      целенаправленным;

3)      всегда ведутся протоколы наблюдения.

 

Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).

Виды эксперимента:

1)      естественный;

2)      лабораторный.

Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.

«+» - точность, достоверность.

«- » - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.

 

Опрос:

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.

Требования к вопросам:

1)      заранее продуманные;

2)      должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;

3)      четкие и доступные для восприятия;

4)      не должны содержать в себе односложных ответов;

5)      они должны развивать логику мышления и связанную речь.

Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.

Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..

Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.

Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.

Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.

 

Методы теоретического исследования:

Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).

Теоретические методы необходимы для определения проблемы, формирования гипотезы и для оценки собранных фактов.

Метод изучения литературы:

Дает возможность узнать какие стороны и проблемы хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование следующих методов:

а) составление библиографии – перечень источников;

б) реферирование – сжатое изложение основного содержания текста или нескольких работ по общей тематике;

в) конспектирование – выделение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей работы;

г) аннотирование – краткая запись общего содержания статьи;

д) цитирование – дословная запись выражений, которые содержатся в литературном произведении.

 

Математические и статистические методы:

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными методами являются:

а) регистрация – фиксация результатов изучения каждого отдельного ученика с помощью знаков или символа (количество активных и пассивных учеников, уровень воспитанности);

б) ранжирование (метод ранговой оценки) – расположение собранных данных, каких-либо показаний в порядке убывания или возрастания;

в) шкалирование – используется, когда на поставленный вопрос предлагаются ответы: «да», «нет», «иногда» и вводятся цифровые показатели. Воспитуемому задают вопросы, отвечая на которые он должен выбрать себе одну из указанных оценок.

Статистические методы:

Применяются при обработке массового материала. Например: определение количества ошибок в проверочной контрольной работе.

Hosted by uCoz