Методы и организация педагогического исследования
План:
1) Основные компоненты научного исследования;
2) Методы педагогического исследования.
Основные компоненты научного исследования:
Основными компонентами научного исследования являются:
1) тема исследования – ясное и четкое выделение аспектов исследовательской области. Она должна быть актуальной. Ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
2) объект исследования – область поиска исследования. Объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).
3) предмет исследования – ограниченная область поиска внутри объекта; процессы протекания и реализации изученных явлений.
4) проблема – вопрос, который возникает и на который нужно ответить (формулировка того, что еще не известно в изученном явлении).
5) цель – выявление причин наследственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
6) задачи – конкретизируют цель исследования. Изучить, определить, выявить, обобщить, опробировать или проверить в опытной работе.
7) гипотеза – предположительный ответ на вытекающий вопрос, который разработан на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Она формируется так, чтобы автор работы давал свое, т.е. новое видение и понимание того, что он исследует.
Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и из одного вытекает другой.
Методы педагогического исследования:
Методы педагогического исследования делятся на 3 группы:
1) методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;
2) методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;
3) математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.
Этапы наблюдения:
1) определение цели и задачи;
2) выбор объекта, предмета и ситуации;
3) выбор способа наблюдения;
4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) обработка полученной информации.
Виды наблюдения:
а) включенное;
б) невключенное;
в) открытое;
г) скрытое;
д) сплошное;
е) выборочное.
Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.
«+» - можно наблюдать в любое время;
«- » - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).
Требования к наблюдению:
1) должно быть системным;
2) целенаправленным;
3) всегда ведутся протоколы наблюдения.
Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).
Виды эксперимента:
1) естественный;
2) лабораторный.
Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.
«+» - точность, достоверность.
«- » - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.
Опрос:
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.
Требования к вопросам:
1) заранее продуманные;
2) должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;
3) четкие и доступные для восприятия;
4) не должны содержать в себе односложных ответов;
5) они должны развивать логику мышления и связанную речь.
Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.
Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..
Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.
Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.
Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.
Методы теоретического исследования:
Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).
Теоретические методы необходимы для определения проблемы, формирования гипотезы и для оценки собранных фактов.
Метод изучения литературы:
Дает возможность узнать какие стороны и проблемы хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой предполагает использование следующих методов:
а) составление библиографии – перечень источников;
б) реферирование – сжатое изложение основного содержания текста или нескольких работ по общей тематике;
в) конспектирование – выделение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей работы;
г) аннотирование – краткая запись общего содержания статьи;
д) цитирование – дословная запись выражений, которые содержатся в литературном произведении.
Математические и статистические методы:
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными методами являются:
а) регистрация – фиксация результатов изучения каждого отдельного ученика с помощью знаков или символа (количество активных и пассивных учеников, уровень воспитанности);
б) ранжирование (метод ранговой оценки) – расположение собранных данных, каких-либо показаний в порядке убывания или возрастания;
в) шкалирование – используется, когда на поставленный вопрос предлагаются ответы: «да», «нет», «иногда» и вводятся цифровые показатели. Воспитуемому задают вопросы, отвечая на которые он должен выбрать себе одну из указанных оценок.
Статистические методы:
Применяются при обработке массового материала. Например: определение количества ошибок в проверочной контрольной работе.