Методология и методологические принципы

 

План:

1.     Понятие методологии в педагогической науке;

2.     Методологические принципы в педагогике.

 

Понятие методологии в педагогической науке:

Методология – учение о принципах построений в формах и способах научно -познавательной деятельности.

Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.

 

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:

а) тема исследования;

б) проблема;

в) объект;

г) предмет;

д) цель;

е) задачи;

ж) гипотеза.

 

Существует 2 функции методологии:

·         Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;

·         Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.

 

Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил 4 уровня исследования:

1)      Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;

2)      Общенаучный – к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;

3)      Конкретно - научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, которые применяются в специальных научных дисциплинах;

4)      Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.

Метод – способ достижения цели.

 

Методологические принципы в педагогике:

Научная методология каждой науки раскрывается через специфические самостоятельные методологические принципы.

Принцип – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии.

Принципы методологии:

1)           системный – все явления рассматриваются неизолированно, а в тесной взаимосвязи с другими. При системном принципе во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (учитель и ученик);

2)           личностный – он требует признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, творческого потенциала;

3)           деятельностный – в основе лежит деятельность личности.

 

Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности. Исходной формой такого преобразования является труд, преобразующий природу человека, преобразующий самого себя. Любая деятельность имеет свою структуру: мотив, цель, действие, условия и средства, результат. Педагог должен правильно выбрать и организовать деятельность ребенка, переводя его в позицию субъекта деятельности.

4)           Культурологический – личность развивается не только на основе усвоения культуры народа, но и она вносит в нее что-то новое и становится творцом.

5)           Диалогический – личность формируется в процессе общения с окружающими, и мы рассматриваем ее как носителя взаимоотношений с другими людьми.

6)           Этнопедагогический – ребенок живет и развивается в определенной социальной среде, он принадлежит к определенному этносу – народу, поэтому педагогический процесс строится с опорой на национальные традиции, и мы должны их максимально использовать.

Антропологический – впервые этот принцип выдвинул К.Д. Ушинский. Он подразумевал под ним использование данных всех наук в воспитании и обучении детей, а также их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Hosted by uCoz