Методология и методологические принципы
План:
1. Понятие методологии в педагогической науке;
2. Методологические принципы в педагогике.
Понятие методологии в педагогической науке:
Методология – учение о принципах построений в формах и способах научно -познавательной деятельности.
Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:
а) тема исследования;
б) проблема;
в) объект;
г) предмет;
д) цель;
е) задачи;
ж) гипотеза.
Существует 2 функции методологии:
· Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;
· Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.
Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил 4 уровня исследования:
1) Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;
2) Общенаучный – к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;
3) Конкретно - научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, которые применяются в специальных научных дисциплинах;
4) Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.
Метод – способ достижения цели.
Методологические принципы в педагогике:
Научная методология каждой науки раскрывается через специфические самостоятельные методологические принципы.
Принцип – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии.
Принципы методологии:
1) системный – все явления рассматриваются неизолированно, а в тесной взаимосвязи с другими. При системном принципе во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (учитель и ученик);
2) личностный – он требует признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, творческого потенциала;
3) деятельностный – в основе лежит деятельность личности.
Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности. Исходной формой такого преобразования является труд, преобразующий природу человека, преобразующий самого себя. Любая деятельность имеет свою структуру: мотив, цель, действие, условия и средства, результат. Педагог должен правильно выбрать и организовать деятельность ребенка, переводя его в позицию субъекта деятельности.
4) Культурологический – личность развивается не только на основе усвоения культуры народа, но и она вносит в нее что-то новое и становится творцом.
5) Диалогический – личность формируется в процессе общения с окружающими, и мы рассматриваем ее как носителя взаимоотношений с другими людьми.
6) Этнопедагогический – ребенок живет и развивается в определенной социальной среде, он принадлежит к определенному этносу – народу, поэтому педагогический процесс строится с опорой на национальные традиции, и мы должны их максимально использовать.
Антропологический – впервые этот принцип выдвинул К.Д. Ушинский. Он подразумевал под ним использование данных всех наук в воспитании и обучении детей, а также их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.