Основные педагогические понятия.
План:
1. Основные педагогические понятия;
2. Система педагогических наук;
3. Связь педагогики с другими науками.
Основные педагогические понятия:
К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение, образование, развитие и формирование.
Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.
Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Опыт – известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.
Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.
Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.
Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Самовоспитание – самосовершенствование личности.
Обучение – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.
Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.
Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.
Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).
Образование – результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.
Самообразование – самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.
Развитие – процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.
Система педагогических наук
1)Педагогика вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы.
2)Из философии зарождается история педагогики – она изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.
3) Сама педагогика - наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.
4) Структура педагогической науки включает в себя следующие отрасли:
а) дефектология – наука о нарушениях. Она включает в себя:
- cурдопедагогика – изучение детей с нарушением слуха;
- тифлопедагогика – изучает детей с нарушением зрения;
- логопедия – изучает детей с нарушением речи;
- олигофрения – изучает умственно отсталых детей.
б) производственная педагогика – изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;
в) частные методики – изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;
г) педагогика взрослая – изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;
д) общая педагогика – исследует закономерности воспитания и обучения детей и включает в себя 4 больших раздела:
• общие основы;
• дидактика (процесс или теория обучения);
• теория воспитания;
• школоведение.
е) сравнительная педагогика – изучает практику обучения за рубежом и отечественный опыт, делает сравнительный анализ;
ж) социальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с различным социальным статусом и раскрывает влияние социума на ребенка;
з) семейная педагогика (выделяется из социальной) – взаимоотношения, воспитание и обучение в семье и изучает формы взаимодействия семьи и школы;
и) возрастная педагогика – изучает особенности обучения и воспитания на различных возрастных этапах:
- дошкольная педагогика – детский сад;
- педагогика средней школы – в школе;
- педагогика высшей школы – ВУЗы;
- педагогика взрослой школы – переподготовка.
Связь педагогики с другими науками:
Педагогика тесно связана с другими науками.
1) с психологией. Она вооружает знанием условий и механизмов протекания внутренних процессов человека, раскрывает характер и темперамент ребенка, закономерности и развитие его психики, рассматривает формирование черт и качеств личности;
2) с анатомией и физиологией. Она опирается на развитие высшей нервной деятельности, рассматривает особенности нервной системы, строение человеческого организма, взаимодействие организма и высшей нервной деятельности. Без знаний физиологии нельзя правильно определить средства и методы воспитания детей, которые соответствуют их возрасту;
3) с социологией. Исследует влияние социальной среды на человека, рассматривает закономерности взаимодействия человека с семьей, коллективом и обществом, а также помогает педагогу понять социальное развитие ребенка; 4) с эстетикой. Служит научной основой эстетического воспитания и выражает отношение человека к миру, искусству, музыке и т.д., т.е. наука о прекрасном;
5) с этикой. Дает теоретическое обоснование морали, а мораль – основа нравственности. Она разрабатывает вопросы понимания нравственного воспитания (человек – гуманный человек, мы развиваем у него общечеловеческие ценности);
6) с экономикой. Ее данные нужны для выплаты зарплаты, строительства общеобразовательных учреждений, для улучшения материально-технической базы, для обучения педагогических кадров, для строительства жилья для педагогов;
7) с кибернетикой. Использование компьютеров в обучении, разработка новых программ и внедрение новых технологий.