Сущность внеклассной воспитательной работы
План:
1) Понятие внеклассной воспитательной работы, ее цели и задачи, требования к ней;
2) Содержание ВВР;
3) Организация ВВР;
4) Формы индивидуальной и массовой ВВР.
Понятие внеклассной воспитательной работы, ее цели и задачи, требования к ней
ВВР – организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Значение ВВР очень велико:
1. Она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
2. Помогает включать в различные виды ВВР детей, обогащать их опыт, приобретать практические умения и навыки;
3. Способствует развитию у школьников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них и развивать свой творческий потенциал.
4. ВВР учит детей жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и т.д.
Все этот ведет к сплочению коллектива, обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников и дает большой воспитательный эффект.
Цель ВВР усвоение школьниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы нравственных ценностей.
Специфика ВВР проявляется в решении следующих задач:
1. Формирование у школьников положительной «Я – концепции», которая характеризуется 3 факторами:
а. Уверенностью в доброжелательном отношении к ребенку других людей;
б. Убежденность в успешном овладении им определенным видом деятельности;
в. Чувством собственной защищенности;
2. Формирование у школьников навыков сотрудничества и коллективизма;
3. Формирование у детей потребности в продуктивной деятельности и интереса к труду;
4. Формирование нравственного, волевого и эмоционального компонентов в мировоззрении детей;
5. Развитие познавательного интереса школьников.
Требования к ВВР:
· Наличие обязательно постановки цели;
· Прогнозирование ожидаемого результата;
· Опора на лучшее в каждом школьнике;
· Педагог должен обладать высокими личностными качествами т.к. он устанавливает контакт с детьми;
· Педагог должен быть постоянно в творческом поиске, т.к. творчество учителя является важным условием для эффективной воспитательной работы.
Содержание ВВР
Специфика содержания внеклассной воспитательной работы разнообразна и включает в себя следующие направления:
1. Познавательная деятельность школьников (она является продолжением учебной деятельности). Это направление используется для формирования познавательного интереса школьников, положительной мотивации в обучении и совершенствовании учебных навыков. Здесь используются такие формы как:
а. Клуб почемучек;
б. Игра «Что, где, когда»;
в. Турнир любознательных;
г. Викторины и т.д.
2. Досуговая (развлекательная) деятельность школьников. Эта деятельность включает организацию полноценного отдыха детей, создает положительные эмоции, дружескую атмосферу в коллективе и снятие нервного напряжения. Наиболее эффективны следующие формы:
а. День варенья;
б. Юморина;
в. Конкурс фантазеров;
г. Вечер загадок, Игроград и т.д.
3. Оздоровительно-спортивная деятельность. Она направлена на полноценное развитие ребенка, особенно младшего школьного возраста, т.к. именно в этот период наблюдается потребность детей в движении, а от состояния здоровья младших школьников зависит характер изменений в работе организма подростка. Это направление осуществляется на экскурсиях в природу, в спортивных и подвижных играх, походах, спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках и т.д.
4. Трудовая деятельность школьников. Она отражает содержание различных видов труда: учебный (умственный и физический), общественно-полезный, производственный, домашний и труд по бытовому самообслуживанию. Трудовая деятельность школьников проявляется в сформированной потребности к труду и умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу и т.д.
5. Творческая деятельность школьников. Она предполагает развитие склонностей, интересов детей и раскрытие их творческого потенциала, она отражается в таких формах как конкурс песни, чтецов, конкурс рисунка, плакатов, праздничных концертах и т.д.
Содержание деятельности во ВВР одинаково не во всех школах, т.к. на него влияют следующие факторы:
1. Традиции и особенности школы;
2. Особенности возраста, класса и индивидуальности детей;
3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности и установки.
Организация ВВР
ВВР должна проходить в определенной последовательности, которая может быть использована как при индивидуальной, так и при массовой воспитательной работе. Выделяют следующие этапы организации ВВР:
1. Постановка воспитательных целей и задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и для определения наиболее актуальных воспитательных задач. При индивидуальной работе большое значение уделяется продуктам деятельности ребенка. А при коллективной главным методом является социометрия, где педагог выявляет лидеров, аутсайдеров и принятых детей.
2. Моделирование предстоящей ВВР. Педагог создает в своем воображении образ определенной формы, при этом он использует в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы и на основе этих компонентов подбирает конкретное содержание, формы, методы и средства.
3. Практическая реализация модели. Она направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в педагогическом процессе.
4. Анализ проведенной работы. Он направлен на сравнение модели с реальным воплощением, на выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен данный этап для корректировки воспитательных задач и дальнейшего планирования внеклассной воспитательной работы.
Формы индивидуальной и массовой ВВР
Форма внеклассной работы – те условия, в которых реализуются ее содержание.
В индивидуальной ВВР стоит цель – обеспечить педагогические условия для полноценного развития личности. Она достигается через формирование у школьника положительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности.
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании и самовоспитании.
Эффективность индивидуальной работы зависит от правильного выбора формы внеклассной работы и от включения ребенка в определенный вид деятельности.
Индивидуальная работа со школьником требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности и вдумчивости.
Главным условие эффективности индивидуальной работы является установление контакта между педагогом и ребенком. Поэтому важно учитывать следующие условия:
1. Полное принятие ребенка таким, каков он есть (его чувств, переживаний, желаний, потребностей и т.д.);
2. Свобода выбора. Т.е. учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться положительного результата. Задача педагога не заставлять школьника принимать предлагаемое учителем решение, а создавать все условия для правильного выбора.
3. Понимание внутреннего состояния ребенка.
4. Что значит слушать и слышать. Умение слышать это физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков, а слушать это произвольный акт, который требует волевых усилий. Слушание бывает двух видов: рефлексивное и нерефлексивное. Рефлексивное – это когда рассказчик переживает сильную отрицательную или положительную эмоцию и нуждается в понимании слушателя. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спортивных ситуациях, так как оно предупреждает конфликты и непонимание между людьми.
Форма массовой ВВР в отличие от индивидуальной позволяет педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у школьников сотрудничества, взаимодействия в коллективе и понимание другого. Выделяют две формы массовой ВР:
1. Фронтальная форма работы по принципу «ряда», т.е. дети не взаимодействуют друг с другом, а каждый выполняет свою деятельность самостоятельно, учитель воздействует на каждого ребенка одновременно.
2. Деятельность детей организуется по принципу вместе, т.е. ребенок выполняет свою роль или свою деятельность и делает вклад в общий результат. От действий каждого зависит успешность действия всех. Такая деятельность получила название коллективной, а ВР коллективной ВР.
Учитель влияет не на каждого ученика в отдельности, а на взаимосвязь между детьми.