Возникновение педагогики как науки
План:
1) Становление педагогической профессии;
2) Перспективы развития педагогической профессии;
3) Профессиональная характеристика педагога;
4) Профессиональные качества педагога. Профессиограмма учителя.
Становление педагогической профессии:
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закреплялась воспитательная функция, т.е. учитель – воспитатель и наставник. В этом его гражданское и человеческое предназначение. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания, стремление роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков (ЗУНов), выделяется специальная обучающая функция. Воспитательная функция поручается другим людям. Сегодня учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она почти в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Настоящими мотивами деятельности учителя являются: разнообразие труда, самостоятельность профессионального роста, осознание важности дела. Важным преимуществом учебного труда является богатство социальных связей – с родителями, учениками и коллегами. Своеобразие педагогической профессии заключается в гуманистическом воспитании. В процессе обучения учитель решает 2 основные задачи: • гуманистическая (человекообразующая)- связана с развитием личности и творческой индивидуальности; • адаптивная. Основа успеха учителя – духовное богатство, щедрость души и воспитанность чувств.
Перспективы развития педагогической профессии:
Высшие учебные заведения и педагогические колледжи готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям. В рамках каждой специальности ВУЗы и педагогические колледжи могут открывать несколько специализаций. Они появляются в связи с: -увеличением спроса на квалифицированное учение и воспитание; -возрастными периодами развития личности, отражающихся выраженной спецификой взаимодействия педагога и ребенка; -нарушениями в развитии детей (речи, девиантное поведение). В настоящее время ГОСТом профессиональных образований предусмотрена 41 специальность высших и 16 специальностей среднего профессионального образования.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования.
Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Профессиональная характеристика педагога
Педагогическая профессия требует 2 подготовки, а именно специальной и человековедческой.
Личностная характеристика педагога:
1) тактичность;
2) чувство эмпатии (умение сопереживать и сочувствовать другому человеку);
3) терпимости в отношении с детьми и со взрослыми;
4) понимание своеобразия и необходимости саморазвития для личности;
5) потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной деятельности;
6) умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, умение предотвращать конфликты;
7) знание особенностей психического развития личности, особенно детей с проблемами, создавать условия для их саморазвития;
8) способствовать к собственному саморазвитию и воспитанию.
Гуманные педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на собственный авторитет и принуждение. Задача педагога – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не формировать привычку к послушанию.
Профессиональные качества педагога. Профессиограмма учителя:
Профессиональная пригодность – это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессиональная готовность – это определенный уровень умений и навыков.
Профессиограмма – своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, специальных и педагогических знаний и умений необходимых учителю.
Кузьмина Е.В. в 1967г. проанализировав деятельность учителя выделила в ее структуре 3 взаимосвязанных компонента:
а) конструктивный:
1) конструктивно-содержательный (отбор учебного материал, планирование и организация педагогического процесса);
2) конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся);
3) конструктивно-материальный ( проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
б) организаторский – выполнение действий направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организация совместной деятельности в нем;
в) коммуникативный – общение – установление педагогических отношений педагога с учащимися, родителями и педагогами других школ.
Педагога характеризуют следующие качества:
- любовь к детям;
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- подлинная интеллигентность;
- чувство долга;
- духовная культура;
- высокий профессионализм;
- постоянное самообразование;
- профессиональная работоспособность.
Ведущее место в профессиограмме занимает позиция педагога:
• социальная (система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций);
• профессиональная (его отношение к педагогической профессии, целям).
Важную роль играет авторитет учителя, который завоевывается упорным трудом.
Авторитет – совокупность его достоинств.